ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
— знаменитые авторы французской «Эн-циклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», изданной в 1751—1780 гг. в 17 томах текста и И томах иллюстраций. Основоположники и редакторы «Энциклопе-дии» Дидро и Ж.
Л. Д'Аламбер. Активные авторы Энциклопедии — Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо, Тюрго,Рейналь, Ж. Бюффон. В Энциклопедии участвовали материалисты и идеалисты, сторонники республиканского режима и «просве-щенного абсолютизма». Энциклопедистам были присущи неприятие консервативных устоев феодального общества и клерикальной идеологии, стремление к рациональному мировоззрению. Энциклопедисты сыграли большую роль в идейной подготовке французской революции конца XVIII в., содействовали социальному и научному прогрессу. Они подвергались преследованиям со стороны феодального режима и клерикалов.
ЭПИКТЕТ (ок. 50—ок. 140 г.) — представитель Поздней Стой, фригийский раб, отпущенный на свободу. Проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа.
Его философские беседы сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре внимания Эпиктета — этика как подлинная философия. Единственная безус-ловная цель философии —добродетель, а диалектика — всего лишь орудие ее достижения. Следуя стоическому идеалу внутренней духовной свободы, человека, Эпиктет в то же время признает бессилие и ничтожность челове-ческой личности. Его философские проповеди отличает «героический пессимизм» (характерный для римского стоицизма в целом)и ярко выраженный религиозный характер. «Чаще думай о Боге, чем дыши» —г- советует Эпиктет. Само нравственное благо — свободное разумение — есть дар Божества. Главные условия счастливой жизни — терпение и воздержание от стра-стей. Свободный человек распоряжается только самим собой, желает только возможного, только того, что в его воле.
Эпиктет проповедует близкие христианству идеи о резком отличии духа от тела, о братской любви ко всем людям, о необходимости постоянного обращения человека к Богу.ЭПИКУР (341—270 г. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист эпохи эллинизма, основатель эпикуреизма как философской школы. Эпикур написал около 300 трудов, но до наших дней дошли лишь три «Письма», адресованные Геродоту, Пифоклу (учение о природе), Менекею (этическое учение) и афористически сформулированные «Главные мысли». Физика (учение о природе) и каноника (теория познания) рассматриваются Эпикуром только как основания этики. Главная цель философии, по Эпикуру, обеспечение безмятежности духа (атараксия), свободы от страха перед смертью и богами. Возрождая ато-мизм Левкиппа-Демокрита, Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атома. Существенные характеристики атома — фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечном пространстве, под действием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут «отклоняться» и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного «от-клонения» атомов была введена Эпикуром для ограничения де- мокритова детерминизма и обос-нования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу; и поэтому подлежит разрушению, не является бессмертной. Источни-ком знаний Эпикур считал чувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность. Все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладаю-щего непосредственной, эмпирической очевидностью. Цель философии достижение сча-стья. А счастье понимается как удовольствие, т. е. «отсутствие телесного страдания» или невозмутимость души. В соответствии с таким пониманием удовольствия Эпикур различает: 1) естествен-ные и необходимые удовольствия; 2) естественные, но не необходимые; 3) не естественные и не необходимые удовольствия.
Только удовольствия первого типа несут наслаждения. (Эпикур исключает любовь из их числа.) Наибольшее благо для счастливойжизни — дружба. Политическая де-ятельность расценивается им как препятствие на пути достижения счастья. Но главными препятствия-ми является вера человека в бессмертие и вера во влияние богов на человеческую жизнь. С точки зрения Эпикура, вера в бессмертие — главная причина страха смерти, да и страха вообще. Однако, по Эпикуру, смерть нас вообще не касается. Пока существуем мы, смерти нет, когда приходит смерть — нет нас. А притязание человека на вечное существование есть ненасытное вожделение, не признающее границ, положенных самой природой. Эпикур не отрицает существования богов, но оригинально доказывает их непри-частность людским делам наличием зла в мире. Образ жизни Эпикура и его характер полностью соответст-вовали исповедуемым им философским принципам. Философия Эпикура оказала большое влияние на новоевропейскую философию (Гас- сенди и др.).
Еще по теме ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ:
- 8. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НЬЮТОНА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ
- ДЕМОКРИТ
- ВАРРАНТ (англ. warrant - полномочие, правомочие
- Средневековье
- ДЕМОКРАТИЯ
- СЕМЬЯ
- ИДЕОЛОГИЯ
- 1. Истоки отечественной философии
- 2. Классический период античной философии
- БОРЬБА
- 2 . Рационализм и его развитие
- БОНАПАРТ (Bonaparte) Мари