<<
>>

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


(греч. enkyk- lios — круг, "завершенный цикл" дисциплин; paedia — воспитание, образование, культура) — понятие европейской интеллектуальной (фи-лософской и педагогической) тради-ции. Словосочетание "enkyklios paedia" появляется в 1 в.
до н. э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н. э.), преподававшего, согласно Платону, "энциклопедические знания". Во французском языке (как идея), "Э." впервые упоминается Ф. Рабле, упоминавшем о "кладезях и безднах Э.". Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в об-щественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась воз-можность и позитивность существования определенного информационного ценза — количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допуска-лась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего че-ловека знаний в конечном объеме (В. Бовэ). Первая (печатная) философ-ская Э. — "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника импе-ратора Максимилиана I (ок. 1496) — включала 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философ-ских. (При этом предполагалась об-ращенность "энциклопедических" знаний к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо фи-лософская первая Э. — Джованни Баттиста Бернардо "Семинарий, или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582—1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н. Бурхарди, "Философский лексикон" Р. Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотре- бительными в профессиональной среде. Сам термин "Э.", введенный в оборот во'второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразова-тельного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1)Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751 — 1780) — по Д'Аламбе- ру, Э. — излагает "порядок и после-довательность человеческих знаний"; 2) "Энциклопедия философских наук" Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, "будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, эн-циклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей сред-невековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Вове, автор "Великого зерцала", или Фома Аквинский с обеими своими "Суммами".) В современной трак-товке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, ле-гитимированных научным сообще-ством знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в по-следней трети 20 в. научных дисцип-лин "маргинального", "пограничного" характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э.
для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как "моментальной", "сиюминутной" характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текс-та, организованного как лабиринт или ризома — в отличие от структурно одномерного "словаря" (Эко).
А. А. Грицанов
ЭОН (греч. aion — век) —¦ понятие древнегреческой и современной фи-лософии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения "века жизни", понятие "Э." приобретает впос-ледствии значение "вечности" (Эм- педокл, Анаксимандр). У Платона "Э. — вечность" окончательно про-тивопоставляется "времени": Э. в своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования "идей" — о нем, согласно Платону, невозможно говорить "был" или "будет" — только "есть". Аристо-тель, несколько смягчив противоречие, "Э. как жизненный век" — "хронос", уподоблял Э. божеству, трансцендирующему как пространство, так и время. В эпоху эллинизма персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религиозного культа (Э.-Зурван в мистериях Митры). В традициях раннего христианства "Э." приобре-тает новое значение — "мир", но мир в его временном историческом раз-вертывании — в соответствии с пара-дигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В даль-нейшем понятие "Э." употреблялось в схожих контекстах рядом мысли-телей 20 в. (например, Андреевым). У Борхеса же в описании "Вавилон-ской лотереи" ("...если лотерея является интенсификацией случая, пери-одическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве не смехотворно, что случай при-суждает кому-то смерть, а обстоя-тельства этой смерти — секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час — неподвла-стны случаю?.. В действительности, число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является оконча-тельным, все они разветвляются, по-рождая другие. Невежды предполо-жат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени; на самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному де-лению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой") очевидна проблема: какому же именно времени не нужна бесконечность, а доста-точно лишь быть "бесконечно дели-мым". Согласно Делёзу, по существу неограниченные прошлое и буду-щее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э. — в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего дей-ствие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мне-нию Делёза, "величие мысли стоиков" и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как сово-купности "изменчивых настоящих" и как "бесконечного подразделения на прошлое и будущее") одновременно необходимы и взаимоисключае- мы. С точки зрения Делёза, "...в од-ном случае настоящее — это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае — настоящее — это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающая прошлое и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без "толщины" и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и бу-дущее... Э. — это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абст-рактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-на-правлениях сразу и всегда уклоняет-ся от настоящего... Есть два времени: одно составлено только из сплетаю-щихся настоящих, а другое постоян-но разлагается на растянутые про-шлое и будущее... одно имеет всегда определенный вид — оно либо ак-тивно, либо пассивно; другое — вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно — циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое — чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, незави-симая от всякой материи... Э. — это место бестелесных событий и атри-бутов, отличающихся от качеств... Каждое событие в Э. меньше наи-мельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделя-ясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях... Э. — прямая линия, прочерченная случайной точкой, чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего... Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуници- рует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие — со-бытие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует на линии Э., но не запол-няет ее... Вся линия Э. пробегается "Вдруг", непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проска-кивающим мимо своего места... (Ср. "Вдруг" у Платона — это "ato- роп", т. е. то, что лишено места. — А. Г.)... Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища — События всех событий... Язык непрестанно рождается в том направлении Э., ко-торое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается". В целом, разведение терминов "хронос" (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте коли-чественных интервалов его) и "Э." имело и имеет важное значение для философской традиции Западной Европы. (См. Событие, Событийность, Плоскость.)
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ:

  1. А.Б. БАРИХИН. БОЛЬШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 2010
  2. А. А. Гри-цанов. Всемирная энциклопедия: Философия, 2001
  3. ?. ?. ????????. ???????????? ??????????? ????-???????????, 2003
  4. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios - круг, paedia - образование
  5. УКАЗАТЕЛЬ ФОНДОВ ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ и организаций, 1999
  6. Общая библиография справочной литературы
  7. ПРЕДИСЛОВИЕ
  8. ССЫЛКИ
  9. ИСТОЧНИКИ
  10. ЭФФЕКТ СПЯЩЕГО
  11. Список литературы
  12. 16. Производные и составные произведения как объекты авторского права
  13. ГРУППОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
  14. 16.1. Понятие и виды обращений в таможенные органы
  15. КОЛИЧЕСТВО
  16. ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  17. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
  18. Сочинения Секста