<<
>>

ЭПИКТЕТ

(греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное про-звище раба — "приобретенный") (50—125/135/138?) — античный философ, представитель позднего стои-цизма. Родился рабом во Фригии.

Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики — Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94 удалился в Никополь — крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуждения" (записи лекций слу-шателем Аррианом (96—180), сохра-нились 4 из 8 книг), "Энхиридион" (учебник на основе бесед) и др. Со-гласно мировоззрению Э., окружаю-щий нас мир — это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: "логоса" (см. Логос) — разумного начала и "фюсиса" (природы — см. Природа) — начала созидающего. Благода-ря Логосу (предмета логики как на-учной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком.
Бог у Э. — это природа: Логос — ответствен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и до-ступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому — "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа — единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни — обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение.
(Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание, считал Э., предполагает постоянные упраж-нения в его обретении.) "Внешними" же для нас выступают наши "свойст-ва" (у Э. — богатство, сила, репута-ция), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., — в ограниче-нии сокровенных желаний теми, ко-торые находятся в нашей власти и почитание всех "внешних" вещей и собственных характеристик — без-различными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., человек ут-рачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи, а представления о них", было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., "главное — иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определя-ющая значимость в учении Э. прида-валась мотиву поступка, индивиду-альному выбору или намерению, а не последствиям: "Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль; жить без лжи в словах и дейст-виях; выбор же роли — дело другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно ни являлось. Э. — традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осу-ществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и после-довательное дистанцирование Э.-стои- ка от установки на достижение абст-рактного идеала — он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван "другом бессмерт-ных". ("Если бы тебя усыновил царь, учил Э., твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишь-ся сознанием, что ты сын Божий?") А А Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭПИКТЕТ:

  1. Эпиктет
  2. Марк Аврелий
  3. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
  4. СТОИЦИЗМ
  5. Марк Аврелий Антонин (26 апр. 121 — 17 марта 180), римский император (161 — 180), римский философ
  6. СТОИЦИЗМ
  7. ПериодизацияДосократики
  8. 3. Закат и угасание философии античности
  9. МАРБУРГСКАЯ школа неокан-тианства
  10. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ
  11. СТОИЦИЗМ
  12. Психология бедности
  13. Приложение 1. Несколько предварительных замечаний
  14. 3.2. Примеры ментальности и изменения
  15. политика, поэтика
  16. Античная философия