<<
>>

ЭПИКУР

(341—270 до н. з.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по про-исхождению. Основатель (306 до н. з.) оригинальной философской школы "Сад Э.". Написал около 300 сочине-ний.

Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фраг-ментов: "Э. приветствует Пифокла" (письмо); "Э. приветствует Менекея" (письмо); "Большой обзор" (предназ-наченный для начинающих); "Малый обзор", или "Письмо к Геродоту" (для более подготовленных последо-вателей); "Главные мысли" (40 афо-ризмов); "О природе"; "О предопре-делении" и др. Стремился создать практическое руководство для жизни (этику), для этого предназначалась физика, а последней служила логика. Учение Э. о природе утверж-дает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкно-вения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокри-та о безраздельном господстве необ-ходимости в мире атомов (следствием которого применительно к атомам души была невозможность свободы воли), Э.
постулировал возможность случайного отклонения ("очень не-большого — меньше которого и быть не может") атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. ПоЭ., в пространствах между этими мирами ("междумири- ях") обитают бессмертные и счастли-вые боги, равнодушные к посюсторонним страстям. (Отрицая провидение и бессмертие души, Э. не прекращал при зтом почитать богов, убежденно провозглашая значимость святости и благочестия: совершенство божест-венной природы — достаточная при-чина, чтобы их чтить). Душа и живые существа состоят из легчайших, тон-чайших и наиболее подвижных атомов. Вопреки классическим представле- ниям античной философии, ощуще-ния, по Э., всегда истинны ибо обус-ловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувствен-ными восприятиями и с основанными на них общими представлениями — подлинный критерий истинности зна-ния. Познание природы, философские искания — не самоцель, они осво-бождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрас-судков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие — более устойчивое, нежели простые чувственные удовольствия, так как не зависит от внешних обсто-ятельств. Разум людей — бескорыстный дар богов, полагающий приве-дение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего удо-вольствие вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием зтих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для че-ловека, чем деятельность. К общест-венности (культовым традициям и государственным учреждениям), по Э., необходимо относиться дружест-венно и сдержанно ("Живи уединен-но!"). Термин "эпикуреизм" вошел в философскую категориальную тра-дицию как синоним "гедонизма".

А А Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭПИКУР:

  1. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА
  2. Жизнь и сочинения Эпикура
  3. Каноника Эпикура
  4. Этика Эпикура
  5. Эпикур
  6. Воззрения Эпикура на происхождение языка
  7. Физика Эпикура
  8. ЭПИКУР (341 —270 до н э.) — философ эллинизма
  9. Значение философии Эпикура
  10. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ГЕРОДОТА
  11. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА»
  12. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ»
  13. Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н. э.) — древнеримский поэт и философ
  14. ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. богооправдание
  15. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
  16. Задача философии
  17. СОДЕРЖАНИЕ