<<
>>

ЭПИКУР (341 —270 до н э.) — философ эллинизма

Эллинизм — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму), когда образовалась держава Александра Македонского. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур.

Что касается философии, то она в это время в большинстве отошла от попыток творческого решения глобальных теоретических вопросов. Философия становится главным образом житейской мудростью, и основное значение в философских учениях зани-мает этика.

Эпикур родился на острове Самос в семье учителя. Около 309 г. до н. э. начал учить философии в Коло-(|х)нс, Митилсне, Лапсаке. В 306 г. до н. э. вместе с учениками ш-рссслило! и Афины, где прожил до самой смерти. В Афинах Эпикур основал свою философскую школу — «Сад», просуществовавшую более восьми столетий. Основным методом преподавания в Эпикурейской школе были устные беседы, подкрепляемые и дополняемые перепиской. На «ночных сходках», которые устраивались Эпикуром и его последователями, происходили беседы на политические и философские темы.

К непосредственному окруже-j 1ию Эпикура принадлежали уроженцы Лампсака — Леонтей и его жена Фемиста, Колот и Идоменей. Учениками Эпикура в раннем «Саду» были и его младшие современники — Геродот, Пифокл и Ме-некей, которым адресованы три сохранившихся письма.

('вое философское учение Эпикур изложил в мно-482

начисленных произведениях, письмах и беседах с уче-никами. Им написано около 300 сочинений, большая часть которых не сохранилась. Философская система Эпикура включает в себя физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравст-венности).

Важнейшим элементом учения Эпикура является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. По Эпикуру, вселенная бесконечна и существует вечно.

Основные элементы мироздания: первоначальные материальные тела — атомы, — и занимаемое ими пространство — пустота. Атомы и пустота вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неуничто-жимы, неизменны. В своей канонике Эпикур признавал познаваемость мира. Цель каноники Эпикур видел в отыскании критериев истины, истинного познания. Такими критериями у Эпикура являются ощущения, чувства и понятия, или общие представления.

Этика, или практическая философия Эпикура, должна указывать путь к счастливой жизни, в силу чего она становится житейской мудростью. Счастье, по Эпикуру, состоит в удовольствии, в удовлетворении желаний, а удовольствие он видел не в наслаждении, а в отсутствии страдания. Мудрость Эпикур рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее лю-дей от душевных страданий. Мудрец — это знаток жизни, поднявшийся выше мирской суеты.

Эпикуреизм просуществовал в Риме до начала VI в. Следует учесть, что в конце I в. н. э. (ок. 90 г.) Эпикурейская школа, как и ряд других философских школ, была закрыта императором Домицианом. Однако эпикуреизм и после этого сохранил свое влияние. Эпикуреизм был одной из четырех философских школ, восстановленных Марком Аврелием во 2-й половине II в..

Письма Эпикура, его сочинение «Главные мысли», а также некоторые отрывки из сочинений и писем

483

приводятся в переводе С. И. Соболевского по изда-нию: «Материалисты Древней Греции» (М., 1955).

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме ЭПИКУР (341 —270 до н э.) — философ эллинизма:

  1. Значение философии Эпикура
  2. 11. Политико-правовые теории Древней Греции (Платон, Аристотель, эллинизм)
  3. Жизнь и сочинения Эпикура
  4. ЭПИКУР
  5. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА
  6. Каноника Эпикура
  7. Этика Эпикура
  8. Эпикур
  9. Физика Эпикура
  10. Воззрения Эпикура на происхождение языка
  11. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ»
  12. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ГЕРОДОТА
  13. «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА»
  14. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  15. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  16. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу