<<
>>

ЭПИКУРЕИЗМ


— философская школа эллинистической эпохи, про-существовавшая с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Основана в 306 г. в саду в предместьях Афин Эпикуром, поэ-тому часто называлась в древности «Садом». Представители школы — Метродор, Эрмарх из Митилены, Полистрат, Филодем.
Наиболее вы-дающимся последователем Эпикура из римлян был Лукреций (I в. до н. э.). Эпикуреизму не повезло в смысле его адекватного понимания.
Часто его рассматривали упрощенно, как теорию ничем не сдерживаемых телесных наслаждений. Это, а также атеистиче-ская основа эпикуреизма, вызывали неприязнь и критику со стороны стоиков (исключение составлял Сенека), скептиков и других философов эпохи эллинизма. Существует мнение, что большинство трудов Эпикура было уничтожено именно по этим причинам. На самом же деле наслаж-дение, о котором говорили древние эпикурейцы, было «умеренным настроением души», полным благородного спокойствия и умо-зрительной уравновешенности. Философия для эпикурейцев — это деятельность, которая посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Мир есть механическое движение атомов. Критерий истины — ощущения. Поэтому критерий счастливой жизни — ощущение удо-вольствия. Но всякое удовольствие — это удаление от страданий. Следовательно, человек должен искать постоянного состояния довольства, а не гнаться за мимолетным удовольствием, способным привести к страданию. Духовные наслаждения при этом считались выше телесных. Добродетель необходима для счастья, но сама по себе не имеет цены, а ценится только по приносимому счастью. Эпикурейский идеал мудреца близок стоическому: счастье муд Эразм Роттердамский 3) реца столь полно, что даже питаясь лишь хлебом и водой, он не станет завидовать самому Зевсу. Эпикуре-изм проповедовал отказ от участия в общественной политической жизни. Лишь обращаясь к самому себе и к друзьям можно обрести покой и счастье души.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469—1536) — нидерландский фи-лософ, филолог, представитель гу-манистического направления эпохи Возрождения, автор «Похвалы Глупости». Это главное его произведение, написанное в форме похвального слова, которое часто использовалось античными мыслителями. С другой стороны, тема глупости являлась сквозной в XV—XVI вв. В первой части книги доказывается общечеловеческая, универсальная власть Глупости (или Мории — глупость по-гречески), коренящейся в самой основе жизни и в природе человека. Вторая часть посвящена описанию различных форм Глупости — ее дифференциации в обществе от низов до высших слоев. Эразм, критикуя схоластическую псевдонаучность, где рассудок поставлен на службу вере, считает, что все многообразие конкретных интересов человека нельзя свести только к одному отвлеченному, оторванному от жизни знанию. Страсти, жела-ния, поступки, стремление к счастью, являющееся основой жизни, более первичны, чем рассудок. Если последний противопоставляет себя жизни, то его формальный антипод — Глупость — совпадает с ней. Поэтому Глупость есть сама жизнь, она является синонимом подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая мудрость — по-рождение подлинной Глупости. Христианская вера сродни Глупости, так как высшей наградой для людей является своего рода безумие, а именно счастье экста-тического слияния с божеством.
Эразм — сторонник диалектиче-ского подхода к миру, согласно которому все вещи сами по себе противоречивы, а односторонность отвлеченного принципа убивает все живое, так как не мирится с многообразием жизни. Поэтому всякая истина конкретна, всему свое время и место. Эразм Роттердамский, разделяя веру в свободное развитие человека, избегает его чрезмерной идеализации, переоценки, так же как и односторонности. Эразм от восхваления природы переходит к сатире на невежество, отсталость и косность общества, в котором безумствующая односторонняя глупость создает застывшие формы и виды. Эразм Роттердамский сторонник «евангель-ской чистоты» первоначального христианства, выступает против культа обрядов, против языческого поклонения святым, против формализма ритуалов, против внешней стороны христианства, которое должно стать этикой.
При этом аскетизм является амо-ральным, так как смысл жизни заключается в использовании ее благ.
ЭРИУГЕНА Иоанн Скот (ок. 810—877) — средневековой философ, крупнейший представитель не-оплатонизма в западной христианской философии, создатель неортодоксального философе ко-теологи- ческого синтеза. Будучи ирландцем по происхождению, Эриугена был приглашен в начале 840-х гг. во Францию Карлом Лысым для руководства придворной школой, где провел значительную часть своей жизни, пользуясь особым покрови-тельством французского короля, и благодаря этому обстоятельству сумел проявить поразительную для IX в. независимость ума, избежав при этом преследований со стороны церкви. Блестящий знаток греческого языка, Эриугена перевел на ла-тинский язык и прокомментировал труды Псевдо-Дионисия, Григория Нисского и Максима Исповедника. Перевод Псевдо-Дионисия оказал значительное влияние на развитие средневековой мысли, а также на создание собственной теории мыслителя. Основное произведение Эриу-гены «О разделении природы», состоящее из пяти книг в форме диа-лога, подразделяет природу на четыре ступени или фазы: 1) природа несотворенная, но творящая — Бог как творец всего сущего; 2) природа сотворенная и творящая — перво-причины или Идеи, содержащиеся в божественном уме (Логос);
природа сотворенная и нетво- рящая — мир, существующий в пространстве и времени как проявление, или теофания Бога; природа несотворенная и не- творящая — Бог как конец и цель всех вещей. Название, которое Эриугена дает первому делению («природа»), и его понимание Бога как «начала, середины и конца» всех вещей побуждает рассматри-вать его учение как пантеистическое, подобное спинозовскому «Бог, или Природа», однако недостаточная проясненность его со-чинений оставляет этот вопрос дискуссионным. В описании процесса познания Бога Эриугена следует идеям Псевдо-Дионисия, согласно которому познание Бога начинается позитивным способом, а заканчивается негативным (катафатическая и апофатическая теология). Сначала Бог определяется через понятия истины, добра, существования и т.д., которые отражают все лучшее и простое тварного мира, но, поскольку такие предикаты имеют противоположное значение, то и опреде-ления Бога оказываются имеющими смысл лишь как символы или метафоры. Эриугена особо подчеркивает значение негативного способа познания Бога, являющегося попыткой определения природы Бога с точки зрения того, чем он не является. Такой подход обнаруживает тесную связь с неоплатонизмом и придает особое значение трансцендентности Бога, указывая на сверхсущность его природы. Второе деление природы — мир платоновских идей — является объяснением того, как такой трансцендентный Бог одновременно и творит, и проявляет себя во множественном мире. Утверждая первичность идей, или первопричин по отношению к миру единичных вещей, Эриугена выступает как представитель средневекового реа-лизма. Среди первопричин обнару-живается идея человека — первоначального человека, свободного от греха, но лишенного многих черт, сопутствующих телесности и жизни в материальном мире. Эриугена дает аллегорическое описание библейской истории творения, в котором грехопадение Адама предстает как процесс возникновения единичного человека, а вместе с ним и всего материального мира. Четвертое деление природы оказывается последней стадией последовательно осуществляющегося процесса финального возвращения к Богу, в котором особая роль отводится человеку, призванному искупить свой грех и стать подобным Богу. Очевиден мистический характер этого учения. Фило- софско-теологический синтез Эриу- гены следует рассматривать как грандиозную метафизическую кон-струкцию, в которой разум превалирует над откровением, но мотивация которой тем не менее оказывается преимущественно религиозной. Учение, изложенное в труде «О разделении природы» неоднократно подвергалось церковью осуждению как еретическое, и в целом оказало весьма незначительное влияние на развитие средневековой мысли, не найдя своих непос-редственных продолжателей.
Эрн
ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — русский религиозный философ, публицист, профессор Московского университета. Основные произведения: «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии», «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение», сборники ста-тей «Борьба за Логос», «Меч и крест». Интерес к истории философии (античность, средневе-ковье, возрождение, русская философия, святоотческая литера-тура) определил характер его соб-ственной философской позиции. Эрн считал, что отправной точкой не только анализа, но и преобразования истории должна стать православная христианская религия. На основе православия возможно преодоление зависимости от западного рационализма, по-строение нового, целостного и действенного самобытно-русско- го мировоззрения, объединение науки и религии, возрождение традиции античного и восточно-христианского Логоса в русской философии. Философская позиция Эрна складывается в контексте полемики восточно-христианского «логизма» с за- падноевропейским «рационализмом». В русской философии полнота восточного созерцания соединена с логическим совершенством запад-ной рефлексии. Вселенское значение русской философии состоит в том, что в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада. С этой позиции Эрн разрабатывает концепцию целостного, «живого» знания; мира как органической целостности, бо- гочеловечества, соборности, свободы, создает «катастрофическую» те-орию прогресса. Основной порок рационализма — рассудочность, схематизм и безжизненная непод-вижность. Логос — вершина сознания, не отвлечение, а восхождение по ступеням все большей конкретности, живая стихия, в которой лич-ность раскрывается и углубляется. В рационализме человек — раб мотивов и слуга условий, в которых живет. С этой позиции призывы к освобождению — ложь, а практическое воплощение идеи революционного преобразования мира — преступление, порождающее реки кро-ви. Освобожденный от жесточайшей политической эксплуатации, человек остается все тем же психическим механизмом. Жизнь станет счастливее, но не свободнее. Рацио-налистическая идея свободы есть лицемерное утверждение рабства. Идея всечеловеческой свободы в ее истинной форме возможна только как идея Церкви. Человек свободен всегда той трансцендентальной свободой, возможность которой исключается рационализмом. Орга- ницизм и логизм, отвергая меха-нистический детерминизм, ут-верждают себя как философию свободы. Историософия Эрна оп-ровергает позитивистскую тео-рию прогресса, утверждающую бесконечность развития человечества, претендующую на мировоззренчески значимый лроект человеческого будущего. В хри-стианстве прогресс предстает как возведение человечества на новую абсолютную ступень бытия. Целью человеческой деятельности, протекающей во времени, становится вечное, безусловное. Но вечность и время — принципиально антиномичны, в силу чего
история в измерении «вечность
время» предстает как прерывный процесс. Чудо — перерыв естест-венных процессов сверхъестественным — становится таким об-разом составным и необходимым элементом жизни. Прогресс — прыжок из мира и человечества в абсолютное, энергия абсолютного прорывается в эмпирический мир, катастрофически преобразуя его. Поэтому в христианстве будущее — не мирный процесс накопления культурных ценностей, а катастрофическая картина взрывов, смертельная схватка До-бра и Зла перед началом нового, вечного, Абсолютного Царства Божия, всеобщее исцеление во всеобщем преображении.
Первую мировую войну Эрн рас-сматривал как духовное борение всемирно исторических начал: Ра-цио и Логоса. Источником и корен-ной причиной агрессивности гер-манского милитаризма Эрн считал философский феноменализм. Про-блема Европы из теоретической стала практическим вопросом русской политики, национальной творче-ской задачей. Человечество вступило в славянофильский зон своей истории. В силу этого славянофильская философия предстает адекватной формой понимания славяно-фильствующего времени, само время требует возрождения утраченной парадигмы целостного знания. Не-обходимость такого возрождения осознается Эрном не только теоре-тически. Последнее незаконченное произведение «Верховное постиже-ние Платона» дает основание для утверждения, что он сам пережил мистический опыт прорыва к истинно сущему бытию.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЭПИКУРЕИЗМ:

  1. Лоренцо Валла и гуманистический эпикуреизм
  2. ЭПИКУР (341 —270 до н э.) — философ эллинизма
  3. 5. АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ, АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВДЕМОНИЗМ В ЭТИКЕ ГАССЕНДИ
  4. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ
  5. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ
  6. ЭПИКУР
  7. НОВОПИФАГОРЕЙСТВО. ПИФАГОРЕЙСТВУЮЩИИ ПЛАТОНИЗМ
  8. Значение философии Эпикура
  9. Мотивы скептицизма и натурализма
  10. ЭОН (греч. аion - век
  11. Тит Лукреций Кар
  12. Античность
  13. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  14. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
  15. АНАРХИЗМ