<<
>>

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО


.
Понятие зародилось еще в Древней Греции, а само это выражение («jus naturale») ввели в обиход римские юристы. В Античности под естественным правом понимали существующую от природы справедливость.
Оно противопоставлялось праву реальному (по-ложительному) как некий абсолютный абразец. Естественное право мыслилось как единое, общее для всех людей (иногда — и для животных), его источником является природа и божество, в то время как положительное право создается людьми, и у каждого народа оно свое. От римских юристов понятие естественного права было усвоено средневековой мыслью, которая стала считать Бога его единственным ис-точником, учредившим его для счастливой жизни в раю.
Естественное право
В Новое время подчеркивалось, что естественное право ра-зумно, так что даже Бог не смог бы его изменить, ибо это означало бы противоречить самому себе как Великому Разуму. В естественном праве по-прежнему виде-ли источник как морали, так и собственно права, не различая, таким образом, морального и юридического. Также не всегда проводилось различие между ес-тественным правом и естественным законом. У некоторых мыслителей (Г. Гроций, Б. Спиноза) они сливаются в единый, естественный источник положительного права и государства. Гоббс и Локк настаивают на том, что право — это прежде всего свобода делать или не делать что-то, в то время как закон есть необходимость — он повелевает или запрещает. Гоббс, определяя естественное право, подчеркивает, что это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни». Наследницей подобной трактовки естественного права можно считать современную доктрину прав человека.
Концепции естественного права стали в Новое время популярными потому, что соответствовали насущным задачам эпохи, главным содержанием которой было политическое самоутверждение буржуазии в борьбе с фео-дальными порядками. Однако, в XIX в. многие ученые стали относиться к данному понятию как к анахронизму. Так продолжалось до середины XX в., когда эта древняя идея вновь актуализировалась. ж
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО:

  1. 53. Возрожденное естественное право
  2. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  3. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  4. ЯЗЫК (естественный)
  5. «Естественная теология
  6. ГИПОТЕЗА ЕСТЕСТВЕННОГО УРОВНЯ
  7. Три естественные реакции
  8. ЕСТЕСТВЕННЫЕ (НАУЧНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ
  9. 1.7. Естественный язык описания проблемы
  10. 10. ДВА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СКАЧКА ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  11. 16-4. Факторы, определяющие уровень естественной безработицы
  12. 34. Неотомизм: новое видение теории естественного права
  13. 6. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  14. НАТУРАЛЙЗМ (от лаг. naturalis — естественный, создан-ный природой
  15. 8. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НЬЮТОНА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ