ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
— обозначе-ние традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-вре-менной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития.
Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человече-ского знания. Е. — теоретическая основа техники и технологии про-мышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Ста-новление Е. как области научного знания произошло в эпоху Возрож-дения и было связано с использо-ванием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших ис-следователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континен-тов. Собирание и систематизация фактов механического, физическо-го, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих есте-ственных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным по-знанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи — механической, физи-ческой, химической, биологической и социальной — как основа класси-фикации наук у Энгельса и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гума-нитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дис-танцирования им "наук о природе" и "наук о духе". В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмаль- ных установок (см. Наука, Дисцип- линарность). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естест-вознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17—18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. груп-пового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширени-ем и углублением связей этих наук с производством, их все большей ори-ентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов совре-менного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины фи-лософских вопросов Е.П. С. Карако
ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ (светское имя Предслава, ок. 1110—1173) — дочь полоцкого князя Георгия Всеславо- вича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Избрала путь служения Богу и жизненным подвигом оправдала этот выбор. Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Цель и смысл своей жизни видела в утверж-дении христианских идей и принципов. Известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Во многих списках получило распространение "Житие Ефросиньи Полоцкой", ставшее вместе с ее делами памятником доброде- яния и мудрости.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
Еще по теме ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ:
- ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
- Подъем естествознания в XIX столетии
- НАТУРФИЛОСОФИЯ
- ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
- Содержание
- АТЕИЗМ
- НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
- ЭВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio — развертываю
- ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт
- БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
- Неопозитивизм
- 1. Философия патристики
- ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория
- ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
- 8. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НЬЮТОНА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ
- «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
- ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
- НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление