<<
>>

ЭТИКА


(греч. ethika, от ethos — нрав, обычай, характер) — учение о нравственности, мора-ли. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на фи-лософском уровне жизненно важными для каждого нравственны-ми вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.
Стоики ввели разделение философии на логику, физику и этику, считая последнюю сердце-виной философии. Всю ее они сравнивали с яйцом, у которого логика — скорлупа, физика — белок, а этика — желток. Практическая направленность этики сказывается и в том, что она определенным способом включается в свой предмет — нравственность, главным образом в область морального сознания, в виде фило- софско-практического самосознания морали. По уровню обобщенности и отношению к нравст-венному строю жизни, практике морали, в этике обычно выделяются: 1) эмпирические и конкретные исследования, например истории, социологии, психологии нравствен-ности и т. п., проводимые в рамках так называемой дескриптивной (описательной) этики и в прикладной этике; 2) философско-мировозз- ренческая составная этики в ее тео-ретическом выражении, это та область философии, которая отведена объяснению, систематизации, обос-нованию этических норм, понятий, категорий; она служит методологической базой конкретно-эмпирических изысканий; 3) мировоззренчески-практическая, нормативная составная этики, вводящая моральную философию в действительность нравственной жизни, задающая ей нормы и образцы; в этой области нравственные требования, нормы, правила не только изучаются и кри-тикуются, но и созидаются, больше того, их творцы зачастую собственным примером внедряют их в жизнь. Таковы Будда, Конфуций, Сократ, Христос, Мухаммет, а в XX в. — Лев Толстой и Альберт Швейцер; 4) история этики, пред-ставляющая созданные в прошлом и в настоящем учения о нравственности, опыт их воплощения и являющаяся частью живой, действующей этики. Ведущая составная этики — философско-мировоззренческая, она обусловливает и описательную, и относящуюся к той или иной частной области, и нормативную сто-роны этики. Центральные вопросы этики — философские: о природе морали, ее сущности и источнике, о добре и зле, долге, со-вести, справедливости, свободе и ответственности, о принципах и нормах должного поведения, добродетелях и пороках, о счастье и смысле жизни, назначении человека. Поэтому этику принято считать философским учением о морали, занимающим одно из центральных мест в философии. Этики, занимаясь преимущественно сферой должного, исследуют ценности как цели, расположен-ные в определенном порядке, возводящем к предельно ценному вообще. От того, как понимается источник, статус, соотношение ценностей, способы следования им в действительности, зависит тип этических учений. Этический абсолютизм и релятивизм проти-востоят друг другу по вопросу о том, являются ли основные категории и нормы морали выражением безусловных или условных начал. Сторонники абсолютизма, а к ним можно отнести из наиболее известных философов Платона и Канта, трактуют эти категории и нормы как вечные, неизменные, объективные и универсальные принципы, ценность которых не определяется тем, насколько они принимаются людьми. Истоки таких принципов могут усматриваться в Боге, космосе или в человеческой природе.
Приверженцы этического релятивизма, например софисты, Гоббс, настаивают на от-носительности, изменчивости, зави-симости важнейших нравственных установок от условий места и времени, конкретных потребностей и интересов, субъективных склонно-стей людей. Формой этического релятивизма является нравственный нигилизм, в рамках которого отвергаются традиционные нравственные устои. Некоторые философы — Кьеркегор, Ницше, Шестов — отрицают ценность общеобязательных нравственных норм вообще, рассматривая их как враждебные индивидуальной свободе. Такая позиция называется этическим антинормативизмом. В зависимости от того, понимается ли нравственный закон как внутренний, собственный по отно-шению к морали, или же как внешний, исходящий из внеморального начала, этические учения делятся на автономные (от autos — сам и nomos — закон) и гетерономные (от греч. heteros — иной). В автономной этике утверждается самодостаточность морали, ее самоценность. Это на-правление последовательно развито Кантом, строившим этику на априорных (доопытных) моральных принципах. Он полагал, что истинно нравственным является поступок, совершенный исключительно из уважения к долгу, а не по склонности или каким-либо другим соображениям. В гетерономной этике за-кон морали представляется обуслов-ленным извне: в религиозной этике ценностью священного, в эвдемонизме — счастья, гедонизме — наслаждения, утилитаризме — пользы и т. д. Концепции, в которых основание морали видятся определяемыми законами природы (как таковой и собственно человеческой), относят к этическому натурализму (Демокрит, Макиавелли, Спиноза, Спенсер, Кропоткин). В противоположность ему этический социологизм выводит мораль из общественных установлений (этика марксизма). Если учение основывается на ценности собственного блага, то это этика эгоизма, если на ценности блага других людей, то альтруизма. В этическом раци-онализме (Сократ, Платон, стоики, Спиноза, Кант) разуму отводится ведущая роль в морали, представляемой как рационально устроенная система, в которой из единого принципа можно после-довательно вывести всю совокупность правил нравственности. Напротив, с точки зрения этического иррационализма (Кьеркегор, Шопенгауэр, Сартр), возможности разума в морали весьма ог-раничены, поскольку в ней преобладает не общее и закономерное, а единичное и неповторимое — личность в уникальных ситуациях; в ее нравственном выборе чувства, интуиция и воля имеют пре-имущества перед интеллектом. Разнообразие этических учений
свидетельствует о богатстве нравственной жизни и расширяет горизонты свободы.
ЭТНОСОФИЯ (от греч. ethnos — народ, sophia — мудрость) — народная мудрость, здравый смысл народа, воплощенные в его фольклоре, пословицах и поговорках, афоризмах и метафорических вы-ражениях, в образном мышлении и других проявлениях народного менталитета (свойственного дан-ному народу склада ума, души и чувств). Этнософия — непрехо-дящий источник национальной культуры каждого народа. Изуче-ние этнософии входит в предметную область этнографии. ю
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЭТИКА:

  1. ЭТИКА
  2. Глава 23. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
  3. ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса
  4. 1. Судебная этика
  5. Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
  6. Шпакова И.В. Психология и этика бизнеса, 2008
  7. Глава 18. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  8. Этика Эпикура
  9. «ЭТИКА
  10. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА