<<
>>

Этико-социальная доктрина

Вслед за «Первым учителем» аль- Фараби исходил из убеждения, что

счастье составляет главную цель человеческой деятельности. Оно невозможно вне и без познания. Условиями достижения счастья являются воля и ее свобода.

Воля с необходимостью связана с чувственным познанием, ее свобода — с логическим рассуждением, которое и открывает возможность того или иного выбора.

На путях разумно-рассудочной деятельности только и можно говорить о подлинном счастье человека. Но реализация его возможна лишь в совместной жизни людей. Эта фундаментальная мысль «Первого учителя» сохраняет всю свою силу и у «Второго», но она развивается в других исторических и социальных условиях.

В своем «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби, исходя из этических установок «Первого учителя», «Политики» которого арабоязычные философы, однако, не знали, основывается на идеях платоновского «Государства». Он развивает при этом орга- нистический взгляд на общество, отождествляемое с государством.

8*

227

Ограниченность человеческих способностей и неограниченность потребностей с необходимостью порождают общежитие, в его условиях «человек может приобрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе» [40, с.

303]. Как это имело место у Платона, общество, в понимании аль-Фараби, — это человек в больших масштабах. Существуют, вернее сказать, возможны три сферы человеческого общения. В принципе счастье и добродетель достижимы для жителей всей Земли, но наиболее реально такое состояние в пределах того или иного города. Интенсивное развитие городской жизни в условиях феодального общества ближневосточных стран позволило автору «Добродетельного города» прибли-зиться к понятию древнегреческого полиса, послужившего основной моделью платоновского «Государства».
Части — а под ними следует понимать прежде всего классы — такого ближневосточного города уподобляются органам человеческого тела. «Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной» [40, с. 305].

Телеологическое воззрение, неразрывно связанное с

органицизмом, как мы видели, проводилось аль-Фараби и в его истолковании космоса, но еще сильнее оно ощутимо в истолковании полиса. В космосе абсолютным началом и всеобщей целью является бог, осуществляющий внеприродное единство. Такого же рода началом и целью выступает у аль-Фараби глава города. Соединение духовной и светской власти в руках багдадского халифа послужило определяющим примером для изображения теократического абсолютизма главы города. «Второй учитель» предъявляет ему очень высокие требования, ибо он, можно сказать, выполняет функции бога в своем го-роде-государстве. Его глава поэтому должен обладать здоровым телом, ясным умом, чистой совестью, силой речи и убеждения, любовью к знанию и истине, умеренностью в наслаждениях, возвышенностью мыслей и ласковым обращением со своими подданными, отсутствием завистливости и злобы, справедливостью, решительностью и бесстрашием. Таковы черты «просвещенного абсолютизма» в условиях феодального ближневосточного общества. Их утопичность в его конкретных условиях не нуждается в особых пояснениях.

Сугубо классовая структура «добродетельного города» является для аль-Фараби абсолютно необходимым следствием его органистической и идеалистической концепции. Как глава города служит высшей целью для всех его жителей, так и каждый из высших классов — образец для следующего класса, который должен обслуживать стоящий над ним. На долю же низших слоев «городского объединения», тех, «кто служит, но не обслуживается» [40, с. 307], т. е. наиболее многочисленного класса городской общины, остается только трудиться. Но в принципе любой житель такой общины способен и может стремиться к счастью и добродетели, которые невозможны без знания.

Однако, как бы видя неосуществимость такого состояния в реальных государствах своей эпохи, аль-Фараби противопоставляет добродетельному городу город невежественный, город безнравственный, город обмана, город заблудший и другие разновидности городских общин, рисуя черты, определяющие занятия их жителей.

Для социального философа средневековья весьма характерно постоянное смещение его интересов из экономической в нравственную плоскость. Но при всех этих неизбежных особенностях социальной философии аль-Фараби более существенно то, что именно он стал в ближневосточных странах средневековья первым философом, который довел свою систему до рассмотрения вопросов общественной жизни.

Мутакаллимы Выше мы неоднократно говорили о

— философы мусульманском правоверии и его мусульманского J J , к к „

креационизма враждебном отношении к передовой

и фатализма философии и к отклонениям от догм Корана. Сюда следует включать мусульманское духовенство и более широкие круги знатоков Корана и других священных документов, которые требовали того или иного истолкования в условиях менявшейся исторической действительности. Такие богословы мусульманства, знатоки священного слова, возвещенного пророком, и получили наименование мутакаллимы (от арабского калам — слово, речь). Их влияние возрастало по мере ослабления политической власти багдадских халифов и по мере усиления влияния античных философских учений и идей, противоречащих догматам ислама.

Выше мы видели, как некоторые из этих учений воз-действовали на мусульманскую теологию и привели к появлению весьма влиятельного направления мутазили- тов, в рассуждениях которых философское содержание иногда брало верх над богословским. Для консерватив-ного правоверия такое истолкование догматов мусуль-манства было совершенно неприемлемо, и его отношение к мутазилизму было сугубо негативным. Его кратковременное торжество только усилило позиции ортодоксии ислама и мутакаллимов как наиболее активных ее идеологических представителей. При этом они отвергали не только построения мутазилитов, но и тем более тех философов, которые, опираясь на аристотелизм и платонизм, приходили к выводам, еще более чуждым правоверному мусульманству.

Главный объект критики мутакаллимов — представ-1 ление о естественной причинности событий природной и человеческой жизнн.

Ведь такие представления, укреп-лявшиеся на основе аристотелизма и даже платонизма, составляли диаметральную противоположность мусульманскому креационизму и фатализму, неразрывно связанным друг с другом. В полемике с мутазилитами, которые, обосновывая единство бога, отрицали его антропоморфные атрибуты, мутакаллимы напротив подчерки- вали, что хотя Аллах и един, тем не менее ему присуще множество имен. Каждое из них дает ему возможность действовать в соответствии со своими планами и определять все без исключения, даже самые незначительные события. Сугубо антропоморфное истолкование бога мутакаллимами стало для них, таким образом, одним из главных путей укрепления мусульманского креационизма и фатализма.

Но этот путь не был единственным. При всей своей не-приязни к философским идеям они все же восприняли от мутазилитов идею атомистической структуры действи-тельности. Конечно, это отнюдь не был аутентичный атомизм Демокрита и Эпикура, для которых наделенные движением телесные атомы образовывали все бесконеч-ное многообразие явлений действительности и исключали какие бы то ни было сверхъестественные силы. Мута- каллимов же привлекло в этой доктрине положение о наличии пустоты в природе и дискретности в составе всех вещей и явлений действительности. Дискретно, по убеждению мутакаллимов, не только пространство, но и время. Хотя вещи складываются не из материи и формы, а из атомов, но «бог, — пишет еврейский философ Май- монид, излагая учение мутакаллимов в своем произведении «Путеводитель колеблющихся», — непрерывно творит эти субстанции, когда он хочет, вследствии чего они могут и не существовать [см.: 18, с. 288].

Непрерывность, таким образом, — свойство бога, а отнюдь не мира и всех составляющих его вещей, ибо «вещи вообще не обладают никакой постоянной природой» [там же, с. 274]. Атомы как субстанции однородны, но присущие им свойства, акциденции, совершенно случайны. Иногда в литературе указывается, что мутакаллимы признавали существование непротяженных атомов-субстанций, существующих лишь одно мгновение.

Такое воззрение мутакаллимов, возможно, было навеяно буддистским учением о дхармах. Поскольку же вещи, как и со-ставляющие их атомы, лишены какой бы то ни было ак-тивной способности к действию, между ними невозможна никакая объективная причинная связь. То, что представляется людям причиной и действием, в действительности есть следствие того, что бог порождает такого рода привычки в людях. Мир вместе с вещами непрерывно меняется, ни в каждой из них в отдельности, ни в мире в целом не может быть никаких постоянных связей. За всем — и за атомами, и за их акциденциями — стоит ничем не ограниченная воля Аллаха. Она исключает свободу человеческой воли, которая могла бы противостоять божественной. В противоположность мутазилитам мутакаллимы отказы-вали таким образом человеку в свободе воли и подчер-кивали, что люди должны безропотно подчиняться таинственным решениям Аллаха.

Окказионализм и фатализм мутакаллимов по отношению к человеку иллюстрировался ими таким простым примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре акциденции: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки, 4) движение пера [см.: 18, с. 295—296]. Все эти акциденции не связаны друг с другом и за каждой из них стоит бесконечная воля Аллаха. Наиболее видным представи-телем философствующих мутакаллимов стал аль-Ашари (873—935), деятельность которого протекала в Басре и Багдаде. Будучи сначала сторонником мутазилиюв, аль- Ашари в 912 г. порвал с ними и образовал новую формацию мутакаллимов, учение которой завершил его последователь Бакыллани (ум. 1013 ).

Ашариты, будучи основным направлением среди мутакаллимов, не столь рьяно углублялись в философию ПО сравнению с мутазилитами, которые в их представлении слишком ею увлекались. Ашариты выдвинули смягченную версию трех основных теолого-философских проблем, которым мутазилиты давали более радикальное решение.

Так, решая проблему атрибутов единого бога, они прибегали к аристотелевскому учению о категориях. Из десяти этих категорий они считали возможным приме-нить к осмыслению бога только две: субстанцию (в смысле существования) и качество, а все остальные объявляли вымыслом человеческого ума. В принципе же Аллах обладает огромным множеством и других свойств, но они не могут быть постижимы человеческим умом. Вопрос об извечности или сотворенности Корана ашариты решали в том смысле, что сущность его от вечности существует в боге, а конкретная словесная форма была создана во времени. Что же касается свободы человеческой воли, то ашариты ее отрицали. Но одновременно они считали, что Аллах наделил человека такой силой, которая, не обладая полной свободой, все же представляет ему известную

свободу выбора между определенными возможностями

(за которыми все же скрывается воля Аллаха).

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме Этико-социальная доктрина:

  1. Этико-социальная доктрина
  2. Экономические, этико-социальныеи культурные права
  3. ГЛАВА 9.11 ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СИСТЕМЫ NETWORK
  4. 8. Экологическая доктрина РФ
  5. 9. Военная и морская доктрины РФ
  6. ДОКТРИНА ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ
  7. §4. Доктрина иммунитета в России
  8. 8-5. Доктрина монетаризма
  9. ГЛАВА 20. ПУБЛИЧНЫЙ ПОРЯДОК Законодательство, доктрина, судебная практика
  10. §2. Доктрина иммунитета в основных иностранных государствах
  11. 24. ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ О ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИИ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
  12. Глава 40. ВЕТЕР ПЕРЕМЕН: ЭВОЛЮЦИЯ Э К О Н О М ИМ ЕС КИХ ДОКТРИН
  13. 44. Православие, самодержавие, народность: официальная доктрина монархии в России
  14. 7. ПЕРВЫЕ ДОКТРИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ГЛОССАТОРЫ И ПОСТГЛОССАТОРЫ
  15. 39. Формирование абсолютизма в России и его идеологические доктрины XVII – первой половины XVIII вв
  16. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  17. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы