ЭТНОЦЕНТРИЗМ
(греч. ethnos — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие) — механизм ме-жэтнического восприятия, заключа-ющийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона.
Термин "Э." был впервые предложен в 1906 У. Самнером в работе "Народные обычаи" ("Folkways"). Анализируя особенности внутри- и межгруппо-вых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что Э., проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, не-избежно порождает более негативное отношение к чужим группам, что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгруппо- вых отношениях. Фрейд рассматри-вал Э. как переориентированное вы-ражение индивидуального нарцис-сизма. Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпрети-руется как психологический меха-низм, который обеспечивает самосо-хранение этноса путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, Э. является уни-версальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп, выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочислен-ные факты, выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедитель-ным опровержением универсальности положений теории Э. по Самнеру. Эмпирические данные показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантнос-ти и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение понятия "Э." значительно изменилось. Э. все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофо- бизм", рассматривается прежде всего как тенденция предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный Э.", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгруп-повым различиям также проявление стремления понять и без предубеж-денности оценивать чужую культуру. Проявление Э. может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают, как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтни-ческих отношений, с социальными условиями межэтнического взаимо-действия, а также с результативностью последнего (его успешностью или не успешностью). В условиях эт- нополитического конфликта воинст-венный Э. может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческо-го и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничто-жения. Возникновению Э., с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы, как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д. Т. Кэмп- белл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса в системе межэтнических от-ношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов коренным эт-носом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь од-ним из механизмов сплочения этноса, Э. зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической моби-лизации и консолидации.Л. И. Науменко
ЭТОС (греч. ethos — обычай, нрав, характер) — 1) термин древнегречес-кой философии, обозначающий сово-купность устойчивых, стабильных черт характера индивида, вследст- вии его неизменности.
Присущий каждому человеку прирожденный Э. (нрав) определяет все проявления его характера. Понятие "этика" яв-ляется производным от понятия "Э."; 2) Э. в составе трех основных категорий классической риторики "логос (logos) — Э. — пафос (патос, pathos)" — понятие, детерминирующее средства убеждения нормами человеческого поведения (включая, речевое поведение), в то время как логос детерминирует средства убеждения апелляцией к разуму, па-фос — чувствами; 3) современная философия диалога (Левинас и др.) интерпретирует Э. как совокупность нравственных императивов, имплицитно присущих интерсубъективному пространству. Э. предстает как практи-ческий моральный опыт, совокупность регулятивных идей, наделяющий личность ее "естественным правом", которое предопределяет условия всякой активности личности, но в первую оче-редь, коммуникативную активность. Опыт Э. выступает прагматическим обоснованием трансцендентальной теории диалога; 4) в современной общей риторике — аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения и специфические особенности которого варьируют в зависимости от опре-деленных параметров (метабол); эс-тетический эффект, достигаемый сведением к норме множества отклонений. Полное описание риторичес-кой фигуры (выразительного стили-стического оборота) должно включать описание соответствующего откло-нения, ее маркера, инварианта и Э. Э. фигур речи в общей, т. е. приложи- мой ко всем способам выражения информации, риторике есть определен-ный жанр и конкретная эстетическая категория в отличие от фиксирован-ной формы и не изменяющейся субстанции пустых фигур. Воздействие фигуры речи не содержится в самой фигуре, а возникает у слушателя (читателя, зрителя) в качестве ответа на определенный стимулі В теории метабол и теории Э. заключена практически всякая стратегия построения, воспроизведения и восприятия убеждающей речи. Структура Э. в общей риторике включает три раз-новидности Э.: а) ядерный Э., связанный со структурой метаболы, ис-пользуемой одинаковым образом, независимо от того, идет ли речь о сакрализации (литургия), об убеждении (реклама), о возвеличивании некоторых ценностей (определенный тип поэзии), об игре (кроссворды) или даже такой языковой деятельности, которая вообще не порождает явного Э. (нахождение имени для обозначения новой реальности); б) автоном-ный Э., связанный со структурой метаболы и субстанцией — психоло-гическими и социологическими факто-рами (паралингвистический аспект); в) контекстуальный Э., связанный со структурой метаболы, субстанцией и контекстом. Текст предстает в виде пространства, в котором необходимо изучить взаимозависимости, соответствия, синтагматические или парадигматические связи (в палео- риторике уровни элокуции и диспозиции), которые устанавливаются между различными метаболами и создают в своей совокупности контекс-туальный Э.С. В. Воробьева
Еще по теме ЭТНОЦЕНТРИЗМ:
- ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
- ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
- АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
- ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992
- БЛОК (Block) Марк
- БЕЛЫЙ Андрей (Борис Николаевич Бугаев
- Авторы статей
- ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Авторы статей
- БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
- БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Защита прав субъектов финансового права
- § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
- § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
- § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
- § 3. Система финансового права
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center