<<
>>

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ


— исторически первое теоретическое направле-ние в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформи-ровавшихся в конце 18 — первой половине 19 в. в рамках геологии (Ч.
Лайел), биологии (Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о законо-мерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция одно-линейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принад-лежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью ан-тропологии объявлялась системати-зация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-историчес-кий метод. Он основывался на пред-ставлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформиро-вался преимущественно в Велико-британии и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоре-тические положения направления и его методологию, в частности концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леб- бок, предложивший более детализи-рованную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма через фети-шизм, тотемизм и шаманизм к идо-лопоклонству и антропоморфизму. Еще одним представителем британ-ского Э. — Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза о происхожде-нии брачных отношений, в том числе дано объяснение таких феноменов, как экзогамия, полиандрия, женский счет родства, табу инцеста и т. д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представи-теля американского Э. — Л. Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-се- мейных отношений, а также — наиболее подробную схему развития че-ловеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую попу-лярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклухо- Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Заполь- ский и А. Богданович. На рубеже 19—20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии.Причиной этого стали предельная схема-тизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса, которая не была подтверждена кон-кретными этнографическими мате-риалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием разработанной Боа- сом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма на несколько десятилетий в ант-ропологии утвердилось крайне нега-тивное отношение к теории раннего Э., преодоленное только в 1960— 1970-х в связи с развитием неоэво-люционизма в США.
П. В. Терешкович
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭВОЛЮЦИОНИЗМ:

  1. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
  2. Эволюционная концепция развития
  3. ГЕНЕЗИС
  4. ГЕНЕЗИС
  5. ЭВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio — развертываю
  6. ОТРАЖЕНИЕ
  7. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  8. ТАВТОЛОГИЯ (греч. tauto -то же самое; logos -слово
  9. 8. Русский космизм
  10. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  11. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  12. ТАВТОЛОГИЯ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  14. ПОНЯТИЕ
  15. АНТРОПОЛОГИЯ
  16. НЕОТОМИЗМ