эволюционной теорией познания и биологией поведения
.
Пионерским в эволюционной теории познания является труд К. ЛОРЕНЦА "Учение Канта об априори в свете современной биологии" (1941).
Главная его мысль состоит в том, что пред- заданность нашего мышления ("априори" КАНТА) — плод эволюции.
Исследование ЛОРЕНЦЕМ человеческого "ап-парата построения картины мира" базируется на фундаментальном принципе: жить — значит учиться. Эволюция есть процесс, в ходе которого приобретаются знания: "Наши ... предустановленные формы созерцания и категории приспосабливаются к внешнему миру по точно тем же законам, по каким копыто лошади приспосабливается ... к степному грунту, плавник рыбы ... к воде". Поскольку наш аппарат построения картины мира под давлением отбора в течение миллионов лет не мог позволить себе впасть в угрожающие его существованию ошибки, его заданные параметры в зна-чительной степени соответствуют отобра-жаемой окружающей среде. С другой стороны, наши способности "воспроизведения мира" дают сбой, когда речь идет об общих связях (напр., вол- новой механики и атомной физики). Поэ-тому наши наследственные формы созерцания пространства, времени и причинности претендуют самое большее на вероят-ность, но отнюдь не на окончательную достоверность. По ЛОРЕНЦУ,"наша рабочая гипотеза гласит, стало быть: все есть рабочая гипотеза". БРУНСВИК (1934) назвал эту наследственную форму учета внешнего мира "рациоморф- ным аппаратом". Ридль считает, что к этому понятию причастны следующие гипотезы:
гипотеза сравнения: мы предполагаем, что похожие предметы обладают похожими свойствами;
гипотеза зависимости: мы предполагаем наличие в мире образца порядка. Повторяемость стуктур (гипотеза норм)
постоянство в комбинациях извест-ных признаков (взаимозависимость) — каждая вещь на своем месте (иерархия)
временная непрерывность: передача признаков;
гипотеза цели: по аналогии с челове-ческими целями мы подчинены объек-тивно-всеобщим целям;
гипотеза причинности: мы предполагаем, что у всего есть причина, и притом линейная.
Она не учитывает, напр., обратную связь и пересечение причинных цепочек. Напротив, от одной известной причины мы ожидаем одного определенного след-ствия (экзекутивная гипотеза).
Результаты современной биологии значимы прежде всего для этически заряженного напряжения между врожденным и при-обретенным поведением, между бихевиоризмом и генетическим детерминизмом.
Сравнивая человека и животное, исследо-вания в области поведения выявляют прежде всего врожденное поведение. Такова, напр., младенческая схема: мы со спонтанной радостью реагируем на определенные признаки (крутолобость, большие глаза, большая сравнительно с туловищем голова). И. АЙБЛЬ-АЙБЕСФЕЛЬД и К. ЛОРЕНЦ многие сочинения посвятили изучению "мораль- ноподобного поведения" животных и унаследованных форм поведения человека. Такие моральные явления, как эгоизм и альтруизм, встречаются у животных точно так же, как агрессивность и механизмы ее контроля. По причине амбивалентности естественных признаков (напр., агрессивности и социального поведения) фактическая детерминированность врожденной формой поведения должна учитываться в исследо-вании как наличное состояние,но не может служить мерилом должного. Это, однако, свойственно социал-дарви- низму, переносящему на человеческое общество дарвиновский "survival of the fittest" (естественный отбор). Сам ДАРВИН предостерегал от того,
"чтобы основу благороднейших сторон нашей натуры искали в низменном принципе эгоизма".
В. Зиммель: трагедия культуры
Еще по теме эволюционной теорией познания и биологией поведения:
- Эволюционная концепция развития
- 3. Истина как цель познания, особенности социального познания
- Познание человеческое и познание божественное
- . БИОЛОГИЯ
- 4. Философия и биология
- Биология
- 5. Биология и социальная жизнь
- Юрген Торвальд. Следы в пыли. Развитие судебной химии и биологии, 2008
- ГЛАВА VII. НОВАЯ ЭРА В БИОЛОГИИ И ЭТИКА НЕТОКРАТОВ
- ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог
- ПОЗНАНИЕ
- ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
- Теория познания
- ГЛАВА ІУ.ПОЗНАНИЕ
- 1. Субъект и объект познания
- Субъект и объект познания
- ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА