ЕВРАЗИЙСТВО
— идеократичес- кое геополитическое и социально- философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировав-шиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно- политический потенциал до начала 21 в.
Основателями и ведущими иде-ологами движения Е. выступили Флоровский, Карсавин, Н. Н. Алек-сеев, Вернадский, Вышеславцев, Н. С. Трубецкой, Якобсон, В. Н. Иль-ин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 — начала 20 вв. (См., например, программу Струве в статье "Великая Россия", опубликованной в январе 1908: воз-рождение России на идеях нации и отечества, частной собственности, духовной крепости и свободы лица, мощи и величия государства.) Отли-чительной характеристикой Е. выступает также "феноменологически обостренное восприятие времени" (Степун) во всех его психологически окрашенных модусах: горечь пора-жений в мировой и гражданской войнах, бесприютность эмиграции, завороженность возможным будущим. Программными документами Е. явились сборники "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверж-дение евразийцев" (София, 1920— 1921), "На путях" (1922), "Россия и латинство" (1923), а также мани-фесты "Евразийство (опыт систе-матического изложения)" (1926), "Евразийство (формулировка 1927 года)" (1927), Декларация Первого съезда Евразийской организации (Прага, 1932). Е. располагало собст-венной периодической печатью ("Ев-разийская хроника"; а также газета "Евразия", изначально, с 1929, правда, дезавуированная как орган движения Алексеевым, В. Н. Ильиным и П. Н. Савицким) и разнооб-разными просветительскими про-граммами. На первом этапе задачей Е. предполагалось "выключить из русской революционной динамики марксисте ко-коммунистическую идеологию как заведомо негодную, устарелую и реакционную", а впос-ледствии "включиться в революци-онный процесс на основании подлинно новой, обязательно динамической, свежей и молодой идеи". В "позднем" (конец 1930-х) варианте идеология и теория Е., связываемые также с именами П. Сувчинского, С. Эфрона, П. Арапова и др., нередко трактуются (В. Н. Ильин) как вырождение "русской идеи" в идеал "гегемонии кремлевской мафии над миром". Как организованное и самоосознающее движение, Е. прекратило свое существование во второй половине 1930-х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в "евразийском духе". По мнению представителей Е., право-мерно определенное ассоциирование "срединной части" Евразии как гео-графического понятия (а именно территории между линией Балтика — Адриатика и Кавказским хреб-том, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке), с одной стороны, и "местоположения" особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов — русских, украинцев, белорусов, с другой стороны. (У Н. Н. Алексеева Россия — центральное "Солнце" Евразии.) По мнению представителей Е., Россия-Евразия характеризуется не только общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственных культур (идея и концепция "месторазвития" Савицко-го), но и несомненным единым экономико-политическим будущим. Во вступительной редакционной ста-тье "Исхода к Востоку" отмечалось: "Культура "романо-германской" Европы отмечена приверженностью к "мудрости систем", стремлением на-личное возвести в незыблемую норму... Мы чтим прошлое и настоящее западноевропейской культуры, но не ее мы видим в будущем. С трепетной радостью, с дрожью боязни предаться опустошающей гордыни, — мы чувствуем, вместе с Герценом, что ныне "история толкается в наши ворота". Толкается не для того, что-бы породить какое-либо зоологичес-кое наше "самоопределение", — но для того, чтобы в великом подвиге труда и свершения Россия также раскрыла миру некую общечеловеческую правду, как раскрывали ее величайшие народы прошлого и на-стоящего". Опираясь на социологи- ческо-географические выводы Клю-чевского, Данилевского, С. Соловьева, теоретики Е. акцентировали не только актуальность противопоставления России-Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимость основополагающих тра-диционной и модернизированной триад российской ментальности: "православие — самодержавие — на-родность", "централизация — дис-циплина — самопожертвование". Рассматривая экспансию "русской" (восточнославянской) культуры на всю территорию Евразии как ипос-тась глобального процесса обретения народами Евразии территориальной целостности, геополитического са-мосознания и государственности, идеологи движения уделяли особое внимание высокоэффективному куль-турному и генетическому синтезу "русского" и "туранского" начал ев-разийской культуры. (В этом контексте очевидны мотивы придания идеологами Е. "огромной истори- когеополитической роли" типично евразийской науке — кочевникове- дению.) По мнению многих из теоре-тиков Е., попытки "модернизаций" по западноевропейским сценариям в конечном счете оказывались и всегда будут оказываться разрушительными для жизненного уклада евра-зийских народов. Гипотеза Е. о том, что перспективный этнопсихологический евразийский тип формируется преимущественно на основе язы-ковой палитры восточнославянских народов, с одной стороны, и "азиат-ского" культурно-этнического типа, с другой, содействовала легитимизации идеи об особой значимости империи великих ордынских ханов для конституирования традиций евра-зийской государственности. (Киевская Русь трактовалась идеологами Е. лишь как духовно-нравственная "колыбель" Евразийской цивили-зации.) По мнению идеологов Е. (манифест 1926), "мы усматриваем форму симфонически-личного бытия евразийско-русского мира в его государственности... С нашей точки зрения, революция привела к созданию наилучшим образом выражаю-щей евразийскую идею форме — к форме федерации. Ведь федеративное устройство не только внешне отмечает многочисленность евразийской культуры, вместе с тем сохраняя ее единство. Оно способствует разви-тию и расцвету отдельных нацио-нально-культурных областей, окон-чательно и решительно порывая с тенденциями безумного русифика-торства. Это — сдвиг культурного самосознания, несомненное и важное его расширение и обогащение". В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. в конце 20 в. сыграло творчество Гу-милева, работы которого аккумули-ровали обширный исторический, эт-нографический материал и подходы "психологии народов" применительно к единому евразийскому прост-ранству. Одновременно реальные геополитические процессы в "Евразии" конца 20 в. (распад СССР и СФРЮ, крушение системы соци-алистического лагеря, идеологическая и военно-политическая экс-пансия Запада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам Е. Основными характерными чертами идеологии, теории и практики общественного и государственного строительства со-временного Е. (во многом созвучного Е. "классическому") правомерно полагать следующее: 1) Идеократия как фундамент государства и общества (по В. Н. Ильину, идеократия — "стиль управления страной — именно путем идеологической информа-ции масс или, если угодно, путем идеологического их инструктирования, что должно обязательно сопро-вождаться их заинтересовыванием и пробуждением в них идеологических симпатий, равно как и идеоло-гической динамики"; в основании такой идеологии лежат "идеи-силы" и "идеи-ценности"). 2) Признание сильного государственного властного начала обязательным источником и двигателем социально-экономиче-ских реформ, осуществляемых в ин-тересах большинства населения. 3) Отказ от политической конфрон-тации "на местах", формирование структур исполнительской власти "сверху вниз". 4) Возложение ответ-ственности за основной массив стра-тегических решений вкупе с "на-правленностью и духом" законода-тельных инициатив на избираемого главу государства; согласно Алексееву, "по духу своему мы, пожалуй, первый тип русского ордена... кажется, прототипом нашего объеди-нения было "старчество" (Зосима) у Достоевского". 5) Наделение пред-ставительных органов функция- миправами детальной проработки и канонизирования персонифициро-ванных решений лидера нации и го-сударства; согласно В. Н. Ильину, идеократия "ослабляет и отодвигает на задний план обычную государст-венную и государственно-парламен-тарную жизнь нынешних государ-стве нно-социальн о-политических комплексов". 6) Ориентация на гар-моничное сочетание государственной и частной собственности, не допускающая подмену практики регулярных волеизъявлений и актов политической воли лидера государ-ства по проблемам общенациональной значимости — осуществлением политических программ в интересах различных финансово-экономических групп; по мнению Алексеева, "...с точки зрения "социальной правды", капитализм никак нельзя защитить. Вернувшись к капитализму, русский народ примет капитали-стическую систему условно, не веря в нее и не считая ее "праведной". Но русский народ есть народ, ищущий правды и не могущий жить без правды... Где же он будет искать ее при возвращении к капитализму? Опять в социализме... Принести гекатомбу жертв, чтобы ввести систему коммунизма, потом отвергнуть ее, как невозможную и несправедливую, чтобы опять начать верить в социа-лизм... Можно наверняка сказать, что этого в России не будет. Русский народ примет правду коммунизма и отринет его кривду. Он, по-прежне- му, будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой сво-боды, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими сред-ствами... Здоровье будущего русского государства обусловлено тем, что оно также должно быть "государством правды" ("системой государст-венно-частного хозяйства"). 7) При-оритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям по природе своей асо-циальных индивидов. 8) Стремление к достижению сбалансированности между нравственными ценностями и "чистой" экономической целесооб-разностью. 9) Доминирование пра-вославия как религии, органично интегрирующей значимую совокуп-ность догматов евразийских регио-нальных вероисповеданий и т. д. Пафос концепции Е. — мечта о едином "богочеловеке", о всеедином" чело-вечестве — стремится противостоять в начале 3 тысячелетия процессам "вестернизации" мира. Тезис мно-гих идеологов последней о естест-венном стационарном "эшелонированном" ранжировании государств (производителей преимущественно:а) либо новых идей и технологий,
б) либо товаров массового потребле-ния, в) либо сырья и вредных мате-риалов) несовместим с русской идеей земного братства людей. (По мнению Н. С. Трубецкого, общезападный шовинизм и общезападный космопо-литизм тождественны: под "цивили-зованным человечеством" их пред-ставители понимают ту цивилизацию, которую "в совместной работе выра-ботали романские и германские народы Европы"; под "цивилизованными народами — прежде всего опять-таки тех же романцев и германцев, а затем и другие народы, которые приняли европейскую куль-туру"; "та культура, которая по мнению космополитов должна господст-вовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура такой же определенной этнографически-ант-ропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист".) Определенные цен-тростремительные тенденции в гео-политическом пространстве Евразии рубежа 20—21 вв. как результат усилий ряда политических деяте-лей, ориентирующихся в своей ак-тивности на принципиально нетра-диционный обновленческий пафос 21 в., демонстрируют глобальный потенциал идеи Е. — по выражению Аверинцева, "мыслительного дви-жения на опасной грани философствования и политики", — независимо от его оценок различными идейны-ми течениями, философско-социоло- гическими школами и геополитическими структурами.
А. А. Грицанов
Еще по теме ЕВРАЗИЙСТВО:
- ЕВРАЗИЙСТВО
- 9. Русская философия в эмиграции
- ИИСУС ХРИСТОС
- КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio знание, познание
- КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952
- Авторы статей
- ТРОИЦА
- КАРНАВАЛ
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Авторы статей
- ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Защита прав субъектов финансового права
- § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
- § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм