<<
>>

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ


— историко- культурная и геополитическая кон-цепция, постулирующая и обосно-вывающая особые статус и значение западноевропейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процессах. Одними из первых и ярких демонстраций влияния и рас-пространенности подобных идей стали межгосударственные и межрегио-нальные столкновения сторонников различных мировых религий.
Так, в средние века Европа, Северная Африка и Ближний Восток стали аре-ной столкновения католичества с православием и христиан с мусуль-манами. Наибольшую активность в отстаивании идеалов Е. проявила католическая церковь. Она иниции-ровала вооруженную борьбу с мусуль-манским миром за освобождение Иберийского полуострова, организо-вала крестовые походы на Иерусалим. По ее инициативе осуществлялась экспансия в Прибалтику. Эта стратегия в конечном итоге привела к судьбоносной конфронтации с го-сударствами Восточной Европы, в которой последние одержали важную победу (1410, Грюнвальдская битва). Идея Е. значительно актуа- лизировалась под влиянием угрозы, исходившей от турок-сельджуков, а впоследствии — Османской империи. Эра великих географических открытий позволила европейцам об-наружить множество иных народов. Однако неадекватное видение истории не позволяло признать уникаль-ность культуры последних, их дости-жения в области науки и техники. Историческим уделом местного населения предполагалось рабство и колониальная зависимость. В 19 в. в воззрениях европейцев на другие народы произошли перемены. Этому способствовали уникальные архео-логические открытия на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Америке. Европейскому сознанию были пред-ставлены факты, говорившие о еще более древних, чем европейская, ци-вилизациях. Хотя даже они не смог-ли изменить традиционалистской точки зрения, ряд аспектов во взаи-моотношениях европейцев с иными народами изменился. Е. подпитывал- ся очевидным отставанием неевро-пейских народов в уровне и темпах экономического (особенно индустри-ального и военного) развития, что стало основанием для идеи о сущест-вовании неполноценных рас. В начале 20 в. со всей остротой встала про-блема лидерства в европейском и мировом сообществе. Она разреши-лась новым расколом Европы на коммунистическую и капиталистическую части. Между ними развер-нулось острое геополитическое и в ряде случаев опосредованно-военное соревнование за лидерство и влияние в мире. На волне конфронтации, дошедшей до второй мировой войны, Европа утратила роль мирового лидера, и со второй половины 20 в. концепция Е. стала приобретать двойной смысл. С одной стороны, в ней нашли отражение тревоги европейцев, оставшихся на континенте, по поводу успехов своих бывших со-отечественников в Северной и Южной Америках, Австралии и Южной Африке. (См. "Философия латино-американской сущности".) Старой Европе конкуренцию составила и Япония. С другой стороны, идея Е. получила новый импульс благодаря новым идеям о мировом приоритете единых ценностей "англо-саксон-ского" (англо-американского) мира. К концу 20 в. процессы западноевропейской интеграции приобрели реальные очертания, приведшие к "прозрачности" национальных границ. Крушение социалистической си-стемы в Европе сделало потенциально возможным разработку проектов, ох-ватывающих единое пространство от Вашингтона до Владивостока. Конти-нентальная интеграция Европы по-лучила новые перспективы за счет воссоединения Германии, реформ в Центральной и Южной Европе, а также в государствах Прибалтики. Обе эти тенденции в рамках концепции Е. практически не противоречат друг другу, хотя и отражают некоторое несовпадение экономических интересов Нового и Старого Света. Западноевропейская культура, в основном определившая облик совре-менной техногенной цивилизации, по темпам обновления и влиянию пока не утрачивает своих позиций в мире. При этом основные различия внутри Европы в целом не исчезают. Восточная ее часть, как и ранее, на-стороженно воспринимает не всегда бесспорные ценности Западной Европы, отражением чего является непрекращающаяся почти 300 лет дискуссия между западниками и сла-вянофилами, инициированная в сфе-ре российской общественной мысли еще реформами Петра I. В Западной Европе динамичное экономическое развитие и определенная стабилиза-ция социально-политических проблем позволили к рубежу тысячелетий практически реализовать культур-ный и геополитический идеал единого европейского пространства.
Л. Е. Лойко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ:

  1. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
  2. АНТИУТОПИЯ
  3. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  4. ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803
  5. 6. Философия в конце XX века
  6. ИСТОРИЯ
  7. МАРКС (Marx) Карл (1818-1883
  8. АВАНГАРДИЗМ
  9. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  10. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
  11. ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme, в англ. версии - джингоизм
  12. ГЕОЦЕНТРИЗМ
  13. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  14. Авторы статей
  15. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РОМАНТИЗМ