ЭВТАНАЗИЯ
(греч. ей — хорошо, thanatos — смерть) — понятие, раз-рабатываемое в контексте прикладной этики применительно к сфере медико-биологических исследова-ний, которое определяется как лег-кая и безболезненная смерть или от-сутствие действий по недопущению смерти.
Имеются в виду ситуации, когда смерть считается ббльшим добром или мёньшим злом по отношению к человеку. В данном контексте противоречие состоит в том, что в за-конодательствах многих стран Э. как допущение безболезненной смерти запрещена. Хотя в тех же законах по отношению к кошкам и собакам не-законным будет диаметрально про-тивоположное: отсутствие действий, облегчающих уход. Если рассматри-вать проблему в совокупности, то под Э. можно понимать такое положение дел, когда смерть становится для человека благом. При этом следует иметь в виду, что Э. — термин, прилагаемый к медико-биологичес- кой сфере, но выходящий далеко за пределы последней: в область этики, религии, юриспруденции. Сегодня проблема Э. активно дискутируется и входит в число наиболее сложных биоэтических вопросов. В дискуссию вовлекаются не только врачи, но и юристы, теологи, социальные работники — эксперты специально ор-ганизуемых при лечебных учрежде-ниях биоэтических комитетов. По сути, предметом ожесточенных дис-куссий стала проблема морального оправдания убийства или самоубий-ства. В этом контексте есть смысл несколько различать понятия "Э.", "автоэвтаназия" — по сути само-убийство, с одной стороны, и ассис- тированный суицид — пособничество в самоубийстве или непредотвращение последнего, — с другой. Э. — это прерывание жизни, которая по ме-дицинским причинам стала невоз-можной, невыносимой для человека. Это ситуация, когда трудно, а порой и невозможно руководствоваться традиционными нормами медицин-ской этики. Здесь сталкиваются диа-метрально противоположные факторы: облегчение страдания и продление жизни. Такие ситуации характери-зуются сложной моральной трилем- мой. Во-первых, в соответствии с клят-вой Гиппократа, врач не должен нести смерть больному: "Я не дам никому просимого у меня смертного средства и не покажу пути для подобного замысла". Во-вторых, это очевидное продление бессмысленных мучений больного. И в-третьих, врач, действуя из сострадания, может стать в глазах общества либо убийцей, либо пособником самоубийства. Очевидно, что Э. — не только медицинская, но и сложная социальная проблема. И пациент нуждается не только в ме-дицинской, но и социальной помощи. С другой стороны, врачам, возможно, не следует вовлекаться в этот процесс, а осуществление Э. должно лечь на плечи специально обученного персонала. Проблема Э. так или иначе сводится к проблеме "качества жизни". В данном случае в поле рас-смотрения попадают такие ситуации, когда жизнь утрачивает свое позитивное значение и воспринимается только негативно. Это ситуации далеко зашедшего неизлечимого за-болевания, вызывающего неперено-симые страдания, или тяжелейшая физическая инвалидизация, резко и значительно сужающая сферу са-мореализации индивида. В таких ситуациях смерть начинает рассматриваться с положительной точки зрения как средство прекратить неперено-симые страдания (хотя у разных лю-дей представления о степени непере-носимости страдания значительно различаются). Э. здесь — форма со- стардания, а цена его — жизнь. Пара-доксально, но в этих случаях ориенти-ром становится реальное благополучие больного и в поле зрения попадает право на это реальное благополучие. В ряде зарубежных стран: в Голландии, Англии, Франции, США, — известны так называемые эвтаназичес- кие общества, защищающие право человека на смерть. Так, в США известно общество "Хемлок", органи-зованное в 1980 Д. Хамфри. Девиз общества: "Достойная жизнь, достойная смерть". Вопрос Э. — очень сложен и в правовом отношении. Главный ориентир для ее понимания в таком контексте — право на жизнь. А оно предполагает не только право на сохранение жизни, но и право на распоряжение жизнью. А последнее включает в себя и право на предельную самодетерминацию личности, в том числе право самому принимать решение, когда закончить земное су-ществование. И в этой позиции право на жизнь начинает предполагать право на смерть. (В опыте западной юриспруденции известны судебные дела по ряду ситуаций-казусов, связанных с правом на смерть и практикой Э. Можно в связи с этим упомянуть дела Н. Крузан, К. Куинлен, Р. Джилберта, Э. Бовиа и др.) Вы-ход из множества такого рода ситуаций предполагает право человека уча-ствовать в принятии решения о своей судьбе, возможность выбора. Аль-тернативой Э. может быть, например, уход в хоспис. В любом случае необходимо наличие просьбы самого больного в той или иной форме. Это, например, может быть так называемая Living Will — письменная просьба к врачу, которая может при-знаваться как юридический доку-мент. Или так называемая Durable Power of Attorney for Health Care — юридический документ о передаче другому лицу права принимать ме-дицинские решения. Без разреша-ющих эвтаназийные манипуляции документов любой акт Э. является уголовным преступлением — убийством. По своим формам Э. может добровольной и недобровольной, ак-тивной (позитивной)и пассивной (негативной). Активная Э. предпо-лагает использование специальных медикаментозных средств, прерыва-ющих жизнь, или отключение под-держивающей жизнь медицинской аппаратуры. Пассивная Э. — это не что иное, как отказ от мер, способст-вующих поддержанию жизни. В ряде случаев пассивная добровольная Э. разрешена законом. Но ее очень сложно отличить от простой халат-ности.Е. И. Янчук.
ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.
"
Еще по теме ЭВТАНАЗИЯ:
- ЭВТАНАЗИЯ (греч. еu - хорошо, thanatos - смерть)
- § 1. Право на жизнь
- Закон Паркинсона
- Авторы статей
- д-р Джон колеман «КОМИТЕТ 300. тайны мирового правительства»Отрывки из книги
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Авторы статей
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Защита прав субъектов финансового права
- § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
- § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center