<<
>>

ЭЙДОС


(греч. eidos — вид, образ, образец) — термин античной фило-софии, фиксирующий способ орга-низации объекта, а также категори-альная структура средневековой и современной философии, интерпре-тирующая исходную семантику данного понятия — соответственно — в традиционном и нетрадиционном контекстах.
В древнегреческой фи-лософии понятие "Э." использова-лось для обозначения внешней струк-туры: вид как наружность (милет-ская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фун-даментальной семантической оппо-зицией античной философии, и обрете-ние вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия "Э." с понятием формы (см. Ги-леморфизм). Принципиальная изна-чальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досо- кратической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала ак-тивного, воплощающего закономер-ность мира и связанного с ментально- стью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (ло-гос, Нус и т. п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом в этой связи понятие "Э." оказы-вается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea — вид, образ, на-ружность, род, способ). И если фено-мен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответ-ственно — материнским) началом, то источник Э. — с отцовским, мужским — см. Идеализм). Если в рам-ках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансфор-мируется: прежде всего, Э. понима-ется не как внешняя, но как внут-ренняя форма, т. е. имманентный способ бытия объекта; кроме того, Э. обретает в философии Платона онто-логически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или — синонимично — мир Э. как совокуп-ность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совер-шенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья са-модостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в со-ответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания ин-терпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. в душе человека, т. е. ноэма (поета) как осознанный Э., — субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристоте-ля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма).
Любые трансформации объекта трак-туются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акци- денциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." упо-требляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов опре-деленного "вида" как способа орга-низации) — в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятием логоса, ак-центируя в нем креативное, органи-зующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле ат-рибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) — продуктам эманации. Семантика Э. как архетипичес- кой основы вещей актуализируется в средневековой философии: arche- tipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию ху-дожественного произведения в со-знании мастера); Иоанн Дуне Скот о haecceitos (этовости) как предшест-вующей вещи ее самости, актуализи-рующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неорто-доксальных направлениях схоласти-ческой мысли: концепция species (образ — лат. эквивалент Э.) в позд-нем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Ку- занского) и др. В позднеклассичес- кой и неклассической философии понятие "Э." обретает второе дыхание: спекулятивные формы развора-чивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенга-уэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстрак-ции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э. И. Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характери-стика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фик-сируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному воспри-ятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувст- венной насыщенности. В современ-ной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувст- вительяость, Постмодернизм) поня-тие "Э." оказывается в ряду тех, ко-торые Очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Ме-тафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмо-дернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и консти-туируемой постмодернизмом "мета-физики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традици-оналистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos". (См. также Гилеморфизм.)
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ЭЙДОС:

  1. ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец
  2. СОЗЕРЦАНИЕ
  3. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  4. СОЗЕРЦАНИЕ
  5. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
  6. НОЭЗИС и НОЭМА
  7. ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  8. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  9. ИДЕЯ
  10. ИДЕЯ
  11. ГИЛЕОМОРФИЗМ
  12. ГИЛЕМОРФИЗМ
  13. ПЛАТОН.
  14. МАЙЕВТИКА
  15. Виды знания
  16. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988
  17. Тема 43. ИДЕАЛЬНОЕ
  18. Каноника Эпикура
  19. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  20. ИДЕАЛИЗМ