<<
>>

ЭЗОТЕРИЗМ


— тип рациональности в культуре (наряду с религиоз-ным и научным), подвергающийся, начиная с 19 в., осознанной концеп-туализации и рефлексии. Творцы и приверженцы Э., как правило, усма-тривают его истоки в миропостигаю- щих процедурах, а также в психо- и антропотехниках, присущих Иисусу Христу, Будде и гностикам.
(При этом эзотерические истины акцентирован- но а-инженерны, будучи принципи-ально обращены лишь к человеку.) Взаимные оценки и взаимоотношения между Э., наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными "онтологическими" началами для них выступают Бог, либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами. Э. рас-полагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собствен-ную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями. С точки зрения Э., науковеде-ние и богословие суть взаимовлияю- щие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества Флоренского). В кон-тексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в Э. — Бог — упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религи-озные и эзотерические трактовки мира по природе своей — квазинауч-ные и неотрефлексированные пред-ставления. При этом если формули-ровки науки и религии являются собственностью научного сообщест-ва и соответствующей конфессии, то тезисы Э. — в принципе удел одного человека — того, кто их высказал. Научной доказательности и религи-озной основательности Э. предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования. К фундаментальным тезисам Э. относятся, согласно уста-новившейся традиции (В. М. Розин), следующие: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в су-ществование иной, подлинной,эзо-терической реальности; убеждение, что человек способен при жизни ин-тегрироваться в эту реальность — при непременном условии трансфор-мации своей личности, интенсивной духовной работы, переделки себя в иное существо; признание соотне-сенности микро- и макрокосма, особой роли Луны; важность освоения различных психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как "полет в себя", — попадание в истинный мир своего учения: душа "сама сподобится стать духом". Внутренний преобразованный мир эзотерика расширяется до пределов мира внешнего, замещает его. Данная стратегия Э. аналогична версии исихазма — обретению земного рая еще при жизни. Природа религиозной молитвы интерпретируется в Э. как разновидность меди-тации, как целенаправленный перевод сознания через некий порог. Целью технологий Э. выступает борьба с земными страстями: переделка "по-сюстороннего" индивида — в суще-ство эзотерическое, готовое к инди-видуальному спасению. Истины Э. адресованы человеку, и только через него они соотносимы с внешним миром. Гарантиями истинности для Э. выступают: его фундация культур-ным многообразием эзотерического опыта, плюрализм присущих ему форм осмысления и объяснения мира, реальная осуществимость всевозмож-ных жизненных практик. В этом ра-курсе Э. отрицаются ценность само-сознания, репрезентаций, рефлексии, переживаний реальности человечес-кого Я. Эзотерический мир ориенти-рован на репертуары культивирования жизни в семиотическом аспекте, чем и достигается совпадение жизни и знания. (См. также Влаватская, Штейнер, Гурджиев, Генон, Реин-карнация, Рерихов семья, Антропо-софия, Теософия, Шамбала, Андреев, Циолковский, Вруно.)
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ЭЗОТЕРИЗМ:

  1. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  2. ИТЕРАТИВНОСТЬ
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. Тема 36. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА?
  5. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ
  6. БЕЗОБРАЗНОЕ
  7. КАСТА
  8. Тема 38. ЭКОСОФИЯ — ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЦЕННОСТЕЙ
  9. СОДЕРЖАНИЕ
  10. ШОВИНИЗМ
  11. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ