<<
>>

ФАКТ

(лат. factum — сделанное) — понятие, имеющее выраженную субъ- ект-объектную природу, фиксирую-щее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой — несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гно- сеологический аспект).

В логике и методологии науки эмпирические

Ф. выполняют многообразные функ-ции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Научная теория в саморазвертывании генерирует возможность возникновения новых Ф., описывает и объясняет их, выполняет предска-зательную функцию. Таким образом, эмпирические Ф. и теория диалек-тически взаимосвязаны в процессе развития научного знания.

Противо-поставление или отождествление их ведет к крайностям фактуализма и теоретизма — противоположным подходам к пониманию роли Ф. в са-модвижении научного знания. В последние десятилетия происходит процесс разрушения типа рациональ-ности и теоретичности, сформиро-ванных в науке и философии Нового времени, намечается тенденция переосмысления онтологической и гносеологической природы Ф. Ф. в контексте классической рациональ-ности — элемент эмпирического зна-ния, который формируется с помощью ряда сложных познавательных операций. Цель такой деятельности — исключить из исходных данных реального наблюдения и экспери-мента субъективные моменты — ошибки наблюдателей, помехи, ис-кажения приборов. Для этого данные наблюдения (так называемые про-токольные предложения в терми-нологии логического позитивизма) подвергаются сравнению, проверке, рациональной обработке для выяв-ления устойчивого, инвариантного содержания.
Полученное эмпириче-ское знание — Ф. — оценивается как объективное и достоверное. Такого рода научно-исследовательская дея-тельность, воплощая идеалы ново-временной рациональности, предпо-лагает возможность только одной объективной истины, одной логики, одного субъекта и (как онтологически данного) единственно возможного бытия. В современном гуманитарном и особенно историческом по-знании проблема фиксации Ф. в ис-торико-культурной реконструкции разрешается в пользу переосмысления традиционных подходов. Ф. культуры и истории рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнообразные свойства в общении (а не только в обобщении) с иными историческими и современными событиями и Ф. В естествознании данные тенденции детерминируются синергетикой, осмыслением естест-веннонаучного и философского ста-туса так называемого антропного принципа и иных подходов, вклю-чающих фактор времени, историч-ность в традиционные объекты ес-тествознания. (См. Историцизм, Идиографизм.)

И. А. Медведева

ФАЛЕС (ок. 640/625 — ок. 547/ 545 до н. э.) — древнегреческий фи-лософ и политический деятель(из

Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н. э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути фор-мирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойствен-ного для мифологии генетизма к суб-стратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становит-ся водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во- первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыха-ют; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испаре-ниями, равно как и сам космос.

Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновре-менно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских пред-ставлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает пита-ние и дыхание: в этих функциях вы-ступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписы-вается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие не сохранились.

А. А. Грицанов

ФАЛЬКОВСКИЙ Якуб (светское имя Шиман Тадеуш) (1778—1836) — теолог и педагог. Учился в Бресте и Ви- ленской гимназии, по окончании которой вступил в доминиканский орден. Высшее образование получил в Ви- ленском университете (1803—1806). Был проповедником и преподавателем теологии в Полоцке, затем пре-подавал в Гродно. Был иегуменом ряда монастырей. Планировал издать 12 томов своих проповедей под на-званием "Новая проповедническая библиотека" (было опубликовано в 1827—1832 шесть томов). В руко-писном наследии сохранилось три тома "Собрания различных произве-дений". По своему мировоззрению Ф. — просветитель-гуманист. Гума-нитарная культура, которую Ф. под-водил под понятие "литература", де-лится им на религиозную и светскую, а также на теоретическую и практи-ческую. Разрабатывал теорию худо-жественной литературы. Сторонник катарсической концепции искусства Аристотеля. Находился под воздей-ствием эстетики классицизма.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФАКТ:

  1. ФАКТ
  2. 1. 4. Факт признания отцовства
  3. 1. 6. Факт владения и пользования недвижимым имуществом
  4. ФАКТ (лат. factum - сделанное
  5. 1. 3. Факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти
  6. 1. 5. Факт принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении
  7. 30. УДОСТОВЕРЕНИЕ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В ЖИВЫХ. УДОСТОВЕРЕНИЕ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ
  8. 4. 3. Дела о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы
  9. 4. 2. Дела о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула[213 - Такое требование может быть заявлено работником как вместе с иском о восстановлении на работе, так и в виде самостоятельного искового требования.]
  10. 52. Удостоверение бесспорных фактов
  11. 52. Удостоверение бесспорных фактов