<<
>>

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

(лат. falsus — ложный и facio — делаю) — научная процедура, имеющая своим резуль-татом установление ложности соот-ветствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответ-ствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соот-ветствие принятым в научном сооб-ществе фундаментальным теориям.

Принцип фальсифицируемости (Поппер) выступал критериальным осно-ванием дифференциации науки и философии ("метафизики"). Поппер ввел понятие "Ф." в дисциплинарный оборот, отталкиваясь не от стратегии подтверждения (в духе концепции опровержения — идеи "огненной пробы" Ф. Бэкона), а ориентируясь на поиск опровергающих материалов. Согласно Попперу, процедура Ф. до-статочно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология Ф.) свидетельствует о неадекватности выводов и предполо-жений самой реальности, отторгающей их. С точки зрения Поппера, "утверждения или системы утверж-дений сообщают информацию об эм-пирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически про-веряться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты...
испы-таниям, которые могут иметь ре-зультатом их опровержение". При-влекательность Ф. проистекала из ее несоизмеримо большей однознач-ности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Ф. поэтому трактовалась Поппером как путь ми-нимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. Абсо-лютизация Поппером "негативного опыта" фальсифиционизма не избе-жала недооценки четкого разграничения формальных и содержательных суждений, сопряженной с упреками критиков в отсутствии "непредпо- сылочности".
Так, согласно Айеру, "когда мы принимаем определенные наблюдения как доказательство то-го, что данная гипотеза ложна, мы предполагаем существование неко-торых условий. И хотя в любом данном случае чрезвычайно невероятно, чтобы это допущение было ложно, логически это не невозможно". Од-новременно, как и верификация, процедура Ф. могла быть бесплодно бесконечной в беспредельном диапа-зоне защитных интерпретаций при-верженцев той или иной научной теории. В дальнейшем (Айер, 1968) Ф. была редуцирована до требования к научной гипотезе, чтобы она была такова, чтобы "нетривиально фигу-рировать в теории, которая, взятая как целое, такова, что истинность определенных утверждений наблю-дения рассматривалась бы как до-статочное основание для ее отверже-

Фараби 1115

ния". Тем не менее, отсутствие у Ф. прескриптивной ценности — невоз-можность ее функционирования в качестве предписания вне контекста наличных научных практик, а также ее неспособность фундировать обобщения "метафизического" порядка — обусловили преходящее значение идеи Ф. (См. Теория, Гипотеза, Верификация.)

А. А. Грицанов ФАРАБИ (аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан) (870—950) — тюркский философ, ученый-энцик- лопедист. Родился в городе Фараб (Отрар) (ныне территория Южно-Ка- захстанской обл.). При жизни назван "Вторым Учителем" (после Аристотеля). Один из главных представителей восточного аристотелизма, перепле-тающегося у Ф. с неоплатонизмом. Автор около 160 трактатов, охватывающих различные стороны науки, в первую очередь философии, этики, эстетики, социологии, логики, математики, астрономии и др. Истоками воззрений Ф. служили идеи античных мыслителей. Ф. создал свою оригинальную философскую концепцию, учение об обществе, этике и эстети-ке, критически осмыслил достижения античной теоретической мысли, систематизировал современные ему знания. Главная особенность творчества Ф. — отсутствие влияния на него пифагорейской цифровой мистики, а также религиозно-мифологических воззрений Платона. Ф. отрицательно относился к идее Платона о необходимости создания идеального государства с обязательной для всех религией, так как последняя не может быть критерием "добродетель-ных порядков".

По мысли Ф., основные положения такой религии всегда заимствованы из философии. Именно философия дает подтверждение добродетельной религии. По мнению Ф., только истинная наука и теоретическая философия наставляют правителей на добродетельные дела и доводят государственное правление "до совершенства". Ф. призывал к моральному и интеллектуальному развитию людей не столько в интересах требований ислама, сколько для совершенствования индивидов в интересах общества. Социально-фило- софские взгляды Ф. носили отпечаток эпохи — с одной стороны, это время расцвета исламской идеологии, с другой — период "мусульманского Ренессанса". В работах Ф. материалистические воззрения переплетаются с теолого-идеалистическими положениями. Учение Ф. охватывает почти все философские проблемы той эпохи: материя и ее формы, бытие и его категории, свойства органического и неорганического мира, соотношение физического и психи-ческого, формы и ступени познания, учение о разуме, о мышлении, о связи мысли и языка и т. п. По Ф., мир по своей сущности зависим от божественного творческого акта, он является вторичным (но не во времени). Ф. отрицает бессмертие души и ее пе-ревоплощение. Проводя грань между людьми добродетельными, сведущими и невеждами, Ф. утверждает, что души первых бессмертны, так как их дела и творения останутся в памяти человечества. Ф. не отделяет разум от нравственности, истины от добра, считая, что человек, только будучи одушевленным высокими порывами, освобождаясь от суеты, может постичь истину. Ф. выступал защитником разума, его рационали-стические устремления ярко проявились не только при рассмотрении теоретико-познавательных проблем, обосновании и изложении логики, но и в процессе доказательства самостоятельного от религии существования философии, в частности, и науки в целом, поскольку, как считал Ф., они основаны на достижениях человеческого разума. В период мусульманского средневековья Ф. высказывал смелые суждения об условиях разумного управления обществом, доказывал, что человек достоин счастья и может добиться его не с помощью врожденного начала, а в процессе своей деятельности — человек, по Ф., может быть счастлив только в правильно управляемом обществе.
Выдвигая на первый план материальные потребности в качестве условия возникновения человеческого общества, Ф. решительно отвергал религиозно-теологические и биологические воззрения на эту проблему, и тем самым сделал значи-тельный шаг вперед в раскрытии сущности общества. Как отмечал Ф., между людьми необходимы соглашения, установленные нормы справедливости и универсальные законы, которым законодатель придал бы обязательность. Проповедуемое Ф. идеальное государство ("добродетельный город") было идеализи-рованным феодальным обществом с присущими ему специфическими чертами. Важное место в наследии Ф. занимает этика, которая опреде-ляется им как наука, позволяющая прежде всего различать добро и зло. Центральное место в этической концепции Ф. занимает категория доб-ра, которое, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи. Зло, в отличие от добра, по мнению Ф., связано с небытием. Историческое значение теории систематизации наук Ф. состоит в том, что его учение исходит из признания реально существующих и независимых от сознания человека материальных предметов и их качеств, т. е. в своей основе оно является материалистическим. Труд Ф. по классификации наук ("Ихсо аль-улум"), переведенный еще в 10—12 вв. на древнегреческий и латинский языки, снискал ему по-пулярность в среде европейских ученых. Эта теория сохранила свою значимость в течение многих столетий. Идеи Ф. оказали влияние на творчество ибн Сины, Баласагуни, Кашга- ри, Бахманьяра, ибн Баджа, ибн Рушда, Сигера Брабантского, Роджера Бэкона и др. Одной из наиболее значительных работ Ф. по праву счи-тается "Большая книга музыки". Работы Ф. издавались в Берлине, Париже, Каире, Бейруте, Хайдарабаде, Анкаре, Лондоне. Переводы и публикации работ Ф. осуществлялись с 13—14 вв. (Так, в 1300 Иедаша Бе- дарси перевел на еврейский язык работу "Рассуждение второго учителя аль-Фараби о значениях (слова) ра-зум". В 1495 эта работа была опубликована в Венеции.) В 19 в. М. Штейн- шнейдер и Фр. Дитерици заложили основы изучения научного наследия Ф. В 1966 при Институте философии АН Казахской ССР была создана творческая группа по изучению на-следия Ф. Было издано несколько его трудов — "Философские тракта-ты", "Социально-этические трактаты", "Логические трактаты", "Математические трактаты", "Комментарии к "Альмагесту" Птолемея", "Историко-философские трактаты". Творчество Ф. привлекало внимание ученых разных стран — А. Арберри, Д. М. Данлопа, М. Махди, А. В. Са- гадеева, М. Тюркера, Г. Фармера, А. X. Касымжановаи др.

А. А. Галиев.А. В. Панфилов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФАЛЬСИФИКАЦИЯ:

  1. ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. falsus — ложный и facio — делаю
  2. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю
  3. «КАРУСЕЛЬ» (сленг) - одна из технологий (или методик) фальсификации результатов голосования
  4. 22. ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАНИНА
  5. ГЛАВА 7. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
  6. 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
  7. Бухгалтерский баланс
  8. 5.18. Экспертизы по делам о мошенничестве
  9. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ
  10. 42. ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С БАНКРОТСТВОМ
  11. ИСТИНА
  12. «Условные деньги»
  13. Этика аудита
  14. 46. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
  15. трансцен-дентальная прагматика
  16. ГИПОТЕЗА
  17. Судебное разбирательство