<<
>>

ФАТАЛИЗМ (от лат fatalis — роковой, fatum — рок, судьба

— мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотв-ратимую реализацию предопределения, судьбы. Фатализм отри-цает свободную волю человека, а также не признает ничего случай-ного.

Значительный элемент фатализма присущ античным пред-ставлениям о Мойре и фатуме. Мойра (олицетворялась образом богини мифологии) — доля или участь человека, темная, безличная справедливость, незаинтересованная в человеке, холодная и равнодушная к человеческим страданиям. Фатум (в Древнем Риме) — предопределенность всех событий человеческой жизни, рок, предусматривающий не-избежную кару за всякое проявление свободной воли, за всякую са-мостоятельность, за стремление к удовлетворению индивидуальных желаний. От фатума так же

невозможно уйти, как от власти римской администрации. Христианство противопоставило фаталистическим представлениям концепцию провидения, разработанную св. от-цами церкви на основе идей Откровения. В отличие от фатума провидение действует осмысленно, оно не отрицает, а предполагает свободную волю человека.

Божественное провидение посылает человеку испытания, которые он в силах выдержать, будучи уверенным в их особом, высшем смысле. Задача человека — в расшифровке этого смысла, в осмыслении выпавших на его долю жизненных ситуаций, которые рас-сматриваются как символы провидения, указывающего путь к спасению души. Фаталистическим пред-ставлениям свойственно возрождаться на базе тех или иных теорий (механическое естествознание, аст-рология и др.), которые считаются в данную эпоху передовыми, модными и т. п. Они свидетельствуют о по-исках человеком смысла жизни, о невозможности смириться с бес-смысленностью существования. Однако фатализм не дает подлинного ответа на смысложизненные воп-росы, настраивает на пассивность, на покорность слепой судьбе.
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804— 1872) — представитель немецкой классической философии, философ-материалист. В конце 30-х гг. опубликовал работы, содержавшие резкую критику идеализма и теологии. В 1839 г. в работе «К критике философии Гегеля» он окончательно порвал с идеалистической философией. Это было начало нового периода в развитии его ми-ровоззрения. 1841 г. — выходит в свет «Сущность христианства», которая была написана с материалистических позиций. Фейербах считал, что природа (материя) существует вечно, бесконечно. Причину природы следует искать в самой же природе. «Природа не нуждается ни в каких внешних причинах, силах, она не имеет ни начала, ни конца», — писал Фейербах. Природа пред-шествовала сознанию. «Идти от отсутствия ума к уму — это путь житейской мудрости, идти же от ума к отсутствию ума — прямой путь в сумасшедший дом теоло-гии». Пространство и время Фейербах рассматривает как формы существования материи. Нет природы, материи вне пространства и времени. Он выступает против кантианцев, согласно взглядам которых причинность, необходи-мость, закономерность конструируется разумом человека. Как раз наоборот, утверждает он, — не рассудок диктует свои законы бытию, природе, а законы действительности являются также и зако-нами мышления. Фейербах разрабатывает материалистическую теорию познания, выступая против кантовского агностицизма с позиции материализма. Теория познания Фейербаха оптимистична: он верит в силу человеческого разума. Считает, что «вещи в себе», сущности вещей познаваемы. Он раскрывает механизм познания человеком реального мира, высту-пая против принижения роли абстрактного мышления. Заслугой Фейербаха является критический анализ «физиологического идеализма». Вопрос о критерии истины решается им неоднозначно. Он выступает за реформу философии (разрыв с те-ологией, идеализмом, союз с естествознанием, простота, правдивость, определенность). Критикуя Гегеля, Фейербах, однако, отбрасывает и ге-гелевскую диалектику. Фейербах от-межевывается от вульгарных мате-риалистов, показывает несостоятельность их концепций.
Многие ра-боты Фейербах посвящает критике религии, он пытается раскрыть ее антинаучность, корни, роль в развитии общества и человека. Фейербах считает своей главной задачей «пре-вратить людей из верующих в мыс-лителей, из кандидатов потустороннего мира в исследователей этого мира». Но Фейербах не смог последовательно раскрыть социальные корни религии, пытался одну форму религии заменить другой — «религией без бога», где «человек человеку бог». Любовь — высшая форма религии, в центре которой, считает Фейербах, — человек. Этика Фейербаха абстрактна, ибо человек рассматривается им односторонне. Человек, по Фейербаху, вне- историческое существо с неизменной природой, сущностью. Сущность человека — то, что присуще всем людям, во все времена. Фейербах выдвигает теорию «ра-зумного эгоизма». Но и этика Фейербаха оторвана от действи-тельности. При объяснении общества он опирается на антропо-логию: истиной не является ни материализм, ни идеализм, истина — антропология. Значение Фейербаха прежде всего в борьбе за философский материализм, который оказал огромное влияние на развитие мировой философии, в защите основных принципов гу-манизма.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ФАТАЛИЗМ (от лат fatalis — роковой, fatum — рок, судьба:

  1. ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой)
  2. ФАТАЛИЗМ
  3. Господство судьбы
  4. СУДЬБА
  5. «О СУДЬБЕ»
  6. СУДЬБА
  7. Вера в удачу изменяет судьбу
  8. Глава 10 ВЫИГРАЙ У СУДЬБЫ В РУЛЕТКУ!
  9. Судьба философского наследия Кузанца
  10. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  11. Вы принимаете участие в своей судьбе на государственном уровне