<<
>>

ФЕДР

Один серьезный специалист по античной философии высказался о «Федре» так: Платон продолжает развивать здесь свое учение о взаимоотношении вещей и идей. Это, так сказать, в глубине, а на поверхности мы читаем рассуждения о любви.

О той самой, которой посвящен и «Пир» (см. «Мыслители Греции: От мифа к логике»). Почему надо уточнить, о какой любви идет речь? Потому что у греков было, по крайней мере, три слова для обозначения этого чувства. Здесь имеется в виду любовь половая, эротическая. Об этом предмете сказал замечательную речь софист Лисий. У Федра, молодого человека, есть ее запись. Вот он повстречал Сократа, и они эту речь обсуждают.

Как всегда ироничный, Сократ сочинение Лисия одобряет. Он в восторге, он чувствует, что может сказать не хуже Лисия, но по-другому. И начинает говорить. Сразу становится ясно, что Сократ такую любовь не особенно жалует. Это — «влечение, ко-торое вопреки разуму возобладало над мнением, побуждающим

1032 нас к правильному поведению». Конечно, все, что вопреки разуму, Сократом не может быть одобрено.

И еще: «это влечение получило прозвание от своего могущества, вот почему и зовется оно любовью». Это место невозможно понять, если не знать, что любовь Сократ связывает с могущественным гением Эротом.

Сказав так, Сократ как бы спохватывается и начинает корить себя за бесстыдную речь. Он желает очиститься речью чистой, и начинает говорить о неистовстве как благе, если оно, конечно, даровано богами. Четыре рода божественного неистовства насчитал Сократ. Из них любовь, даруемая Афродитой и Эротом, всех лучше. Поэтому не нужно бояться неистовства. В любви оно лучше рассудительности.

«Федр» весь наполнен художественными образами. Есть намек на необходимость обращения к ним: так достигается предельная сжатость изложения. Душа уподобляется «соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего». Кони — две части души, одна причастна добру, характеризуется рассудительностью и совестливостью, другая, злая, — наглостью и похвальбой. Возничий — разум. Этот образ на многих страницах развивается, обогащается, и, таким образом, Сократу удается описать сложные формы поведения влюбленного человека.

Это исследование души неожиданно прилагается к делу крас-норечия. Ясно, почему. Ведь сила речи заключается в воздействии на душу. Сократ подробно излагает свою теорию. Прежде всего надо понимать, что риторика не просто средство, ее эффект, как, кстати, и средства врачебного, зависит от того, к кому, когда и в какой мере оно применяется. Далее надо знать, сколько имеется видов души и речей. Но главное, надо познать истину, обладать знанием справедливого, прекрасного и благого. Человек, постигший все это — философ, или любитель мудрости. Ему важны не просто речи и сочинения, а цель, к которой были направлены его старания. Если же человека интересуют сами речи и сочинения, то он не философ, а как бы узкий специалист — поэт, составитель законов и т. п.

<< | >>
Источник: Аристотель, В. Шкоды. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. 1999

Еще по теме ФЕДР:

  1. СОКРАТ, ФЕДР
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. ДИАЛЕКТИКА
  4. ПИФАГОРЕИЗМ
  5. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  6. Теория красноречия на основе учения о душе
  7. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ
  8. ПЛАТОН
  9. «Идеи» и чувственный мир
  10. Жизнь Платона
  11. СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
  12. Закон непротиворечия
  13. СОФИЯ