<<
>>

ФЕМИНИЗМ

(лат. femina — женщина) — общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации — сексизме (англ. sex — пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом — дискриминацией по расовому, этническому принципу — и эйджизмом (англ.

age — возраст) — дискрими-нацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно го-ризонтальное профессиональное пе-ремещение, — и сегрегация женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образо-вания говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным пред-шественником. Милль же в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстон- крафт впервые заговорила о необходи-мости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность сис-темы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принад-лежности. В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый — с середины 19 в. до 1960-х — женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им из-бирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др.
Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отноше-нии. Пробудилось женское движение в конце 1960-х — начале 1970-х под новым лозунгом — "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским осво-бодительным движением" (Women's liberation). В нем выделились три ос-новных направления феминистской политики: либеральное, радикаль-ное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриар- хатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по по-ловому признаку, как предполагается, должно привести к формиро-ванию общества андрогинного типа (т. е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подав-ления женщин через сексуальное рабство и насильственное материн-ство здесь считается семья. Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно на-строенную общественность формы выражения протеста. Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное по-ложение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т. д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой — давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т. п. Социалистический Ф.
рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискри-минация. Здесь также нередко про-пагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской револю-ции" против "мужского шовинизма" и при этом ссылаются на деятель-ность таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт ак-тивизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women's studies), повлекших за собой открытие факуль-тетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975— 1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин". Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, аме-риканская феминистская мысль тяготеет к Миллю, Дьюи, М. Веберу, Маркузе и Троцкому. А французская — к де Бовуар, Лакану, Дерри-да. Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества — патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine — мужчина, мужской) ориен-тированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта харак-теризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоцио-нальностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т. п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных осо-бенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей — традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами — свободой, активностью, способностью к созданию нового, — обладают только те су-щества, которые не выполняют ре-продуктивную функцию. Женщина здесь — вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического жи-вотного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "ра-ционального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетер-минацией свободной воли" (Фихте) и т. п., фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из об-щественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т. п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной,ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого — служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сек-суальности и материнства жизнь та-кого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в до-машней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т. п. — прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина — принципиально вто-ричное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева — это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина — это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "не-удавшийся мужчина" (Фома Аквин- ский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (оли-цетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внут-ренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области фи-лософии феминистская мысль развивается в трех основных направ-лениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки. Историко-философский дискурс в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива" традиционной фи-лософии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индиви-дуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики — мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, от-ветственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в ра-дикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или — или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы". В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы к дуа- лизмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное — телесное, рациональное — эмоциональное, объективное — субъективное и т. п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически пост-роенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре муж- ской интерес: духовное, рациональное, объективное. Новый образ эпистемологии связан с построением не-дуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна со-ставляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы. Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею "соблазна". (См. Соблазн, де Бовуар.)

Е. И.Янчук.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФЕМИНИЗМ:

  1. ФЕМИНИЗМ
  2. ФЕМИНИЗМ (лат. femina - женщина
  3. БРАК
  4. СОБЛАЗН
  5. СЕКСИЗМ
  6. Понимание культуры
  7. БОЯЗНЬ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ (АГАРОФОБИЯ)
  8. ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. Дизайн и потребительская культура
  10. Глоссарий
  11. Авторы статей