<<
>>

ФИЛИЯ

(греч. philia — любовь в синонимии, англ. to like в отличие от to love) — одна из разновидностей любви в античной ее классификации, означающая любовь-приязнь, любовь-симпатию, любовь-дружбу.

В отличие от всех других видов любви, предполагает в качестве обязатель-ного свободный индивидуальный вы-бор: если агапе — жертвенно-нисходя-щая любовь к ближнему — исходит из презумпции равного права каждого на такое снисхождение, если стор- ге — привязанность — вызревает на базе извне заданного общения, а эрос вспыхивает как спонтанная и неза-висимая от воли стихийная страсть, то Ф., напротив, основана на осо-знанно личном и личностном из-бранничестве. В этой связи Ф., как правило, предполагает сходство и со-ответствие друг другу связуемых ею персон (выбор "по мерке своей" у Архилоха), в то время как эрос может реализовать себя абсолютно поперек очевидных нравственных, менталь-ных, социальных соответствий, а агапе имплицитно и предполагает такую асимметрию. В рамках хрис-тианской традиции, адаптировавшей в свою аксиологическую шкалу греческий канон агапе, Ф.
не просто не была принята, но отторгалась еще более яростно, нежели эрос в его стихийной физиологичности. Грех luxuria — любодеяние — занимает в средневековых пенетенциалиях (как в исходных списках греха Ио-анна Кассиана в 5 в., так и в система-тизированных "покаянных книгах" Григория I Великого в 6 в.) второе место, уступая лишь греху гордыни (superbia). И центральной болевой точкой в комплексе luxuria является не только и, что наиболее важно, не столько телесная артикуляция эротизма (бунт плоти против духа), сколько индивидуальность предпо-чтения, избранничество как бунт Я против Бога, повелевшего "любить ближнего своего", не ранжируя "ближних" на "близких" (по духу, по плоти ли) и "не-близких". По фор-мулировке Хротсвиты Гандерсгейм- ской, грех именно в том и состоит, чтобы "любить не всех равномерно, но единственную безмерно" (ср.
с ре-акцией белорусского поэта В. Тараса на соответствующую заповедь: "Всех возлюбить не смог. Увы! // А вы?"). Если агапе нормативно безлична и, в конечном счете, безразлична к лич-ности того, кого надлежит любить, то Ф. есть апофеоз остро артикули-рованной индивидуальности: как в самом выборе дисциплинарно не заданной (в отличие от агапе) ситуации любви, так и в избранничестве любимого. Возрождение античного идеала в культуре Ренессанса реаби-литировало оба дискредитированных христианством вектора любви: и эротический (программный нату-рализм и гедонизм эротической культуры Возрождения — от концепту-альных до бытовых ее проявлений), и индивидуально-избирательный, осмысленный в общем контексте ре- нессансного гуманизма как важнейшая сфера репрезентации и реализации индивидуально-личностного начала как максимальной ценности. (Процесс этот, протекавший в сохра-няющемся христианском контексте, был далеко не безоблачным: см., на-пример, сокрушения Ф. Петрарки о том, что любя женщину, он, "пре-льщенный чарами творения, не любил Творца, как подобает его любить, а восхищался художнику в нем".) Важнейшим вектором развития ев-ропейской поэтики явилась в этом контексте борьба с догматизированным каноном посткуртуазной лири-ки, нормативно задававшим не толь- ко предмет любви, но и формы ее выражения (см. "Веселая наука", Данте): начатая в итальянской поэзии "сладостного нового стиля" (dolce stil nuovo) линия индивидуализации чувства определила собою развитие западноевропейской поэзии вплоть до поэтов Плеяды. Термин "Ф." ис-пользовался в философской тради-ции для обозначения синтетических космических тенденций как альтер-нативы акосмистскому диссоциа-тивному распаду (Ф. и Нейкос в космогонии Эмпедокла), а также как базовая категория натурфилософской концепции "симпатии" вещей и природных сил (от Посидония до Гёте). В моральной философии Ф. трактуется в качестве дружбы как вида любви. Согласно такому автору, как К. С. Льюис, именно в дружбе человек проявляет себя предельно внефункционально ("как Джон или Анна"), — Ф.
"рождается, когда один человек сказал другому: "И ты тоже? А я думал, я один...". В этом отношении Ф. всегда векторно ори-ентирована: по формулировке Льюи-са, "дружба — всегда "о чем-то": "человек, понимающий, как и мы, что какой-то вопрос важен, может стать нам другом, даже если он иначе ответит на него. Вот почему трогатель-ные люди, которые хотят "завести друзей", их никогда не заведут. Дружба возможна только тогда, ког-да нам что-то важнее дружбы". В со-циальном контексте Ф. в силу этого создает своего рода зону свободы и автономии, "создает государство в государстве, потенциальный оплот сопротивления", а потому, с точки зрения тоталитаризма, "каждая дружба — предательство, даже бунт". Предоставляя человеку возможность быть собой и возможность быть свободным, Ф., таким образом, выступает в качестве экзистенциальной ценности ("близка по сходству к раю"): Ф., по оценке Льюиса, — "ум-ножение хлебов, чем больше ешь, тем больше остается" (Льюис). В спе-цифической своей артикуляции про-блематика Ф. актуализируется в контексте концепции трансгрессии в философии постмодернизма: если самореализация человеческого бытия в условиях "игр запрета" мыслима лишь как трансгрессивное "пре-одоление непреодолимого предела" (Бланшо), то именно открытость не-возможному как новой возможности (Ф. к невозможному) именно и обращает его в действительность. Так, все творчество Батая, по оценке Бланшо, "выражает дружбу — дружбу к тому невозможному, которым бывает человек" (ср. у М. Цветаевой: "Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осущест-вили родители").

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФИЛИЯ:

  1. ФИЛИЯ(греч. philia - любовь в синонимии англ. to like в отличие от to love
  2. СТОРГЕ (греч. storge - привязанность
  3. ЭМПАТИЯ (от англ. empathyвчувствование, проникновение
  4. СТОИЦИЗМ
  5. ЛОГОС
  6. ЛЮБОВЬ
  7. СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
  8. Тема 6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И СОФИСТЫ
  9. ЛОГОС (греч. logos
  10. СОФИЯ
  11. Авторы статей
  12. КРАСОТА
  13. КРАСОТА