<<
>>

ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ

В развитии учения о звене, посредствующем между богом и миром, видная роль принадлежит еврейскому мыслителю Филону из Александрии. В это время Александрия была уже крупным центром философской, 506

филологической и религиозной мысли. Здесь была колоссальная библиотека, в которой хранилось множество древних рукописей. Филон жил в Александрии приблизительно от 30 г. до н. э. до 50 г. н. э. В 40 г. н. э. он прибыл в Рим в качестве посла к императору Калигуле от александрийской еврейской общины.

Философия Филона есть опыт сочетания иудаизма с греческой философией.

В основе воззрений Филона — Пятикнижие Моисея, которое комментирует в собственных писаниях. В Пятикнижии он видит источник всей греческой мудрости. Одна ко, для понимания этой мудрости необходимо аллегорическое толкование. Филон осуществляет его с помощью эклектической философии пифагорействующего платонизма, привлекая также идеи аристотелизма и Стои. Этот эклектизм, однако, во всем подчинен у него еврейскому вероучению.

Цель философии, согласно учению Филона, познание Бога. Однако даже при помощи ума мы можем познать не существо Бога, а лишь его отображение в Логосе. Чувственное отображение Логоса — Космос, который есть третий предмет философского постижения и познается с помощью чувственного восприятия.

Бог определяется у Филона как сущее — единое и безусловно простое, неизменное, непреходящее и не имеющее связи ни с чем, кроме него самого. Сущее не пребывает ни в мире, ни в пространстве, оно обнимает в себе все остальное и есть чистая бескачественная субстанция. Оно несказанно, никакое слово не может его сполна и точно выразить — ни даже «Бог», ни «благо». Над благостью и могуществом, охватывая их обоих, стоит как посредствующее звено логос. Как в душе архитектора налицо план дома, который он намеревается строить, так в Боге — в божественном Логосе, на границе между создающим и созданным — содержится духовный первообраз творения, который впоследствии будет воспроизведен в материи. Божественный логос есть умопостигаемое место умопостигаемого мира.

Но хотя умопостигаемый мир содержит в себе идеи всех существ, принадлежащих к чувственному миру, это не «чистые» идеи Платона. Филон называет их логосами, силами, даже душами и ангелами. Логос есть первый ангел, перворожденный сын Бога, посредник между Богом и смертными. 507

У Филона не было ясного понятия о способе возникновения логоса и умопостигаемого мира. Но у него был все же неясный зародыш последующего учения неоплатоников и гностиков об эманации, посредствующем «излучении» из первоединого неоскудевающего первоначала. Бог действует, как действует свет, не претерпевая при этом никакого изменения и никакого истощения светоносной силы.

Эклектическая онтология Филона, в которой ее философское содержание подчиняется религиозному, завершается космологией, также эклектической и несамостоятельной. Материалы для нее Филон черпал из учений Платона, Стои и новопифагорейской мистики чисел. Руководящей идеей для него должен был оставаться основной догмат иудаизма — догмат о- сотворении мира Богом. Поэтому для него было неприемлемо учение Аристотеля о вечном и безначальном существовании мира. И пространство, и время возникли вместе с миром. Мир сотворен, но он непреходящ. Однако возникновение мира не следует, понимать в буквальном смысле, и рассказ о «днях творения» Моисеевой Книги Бытия не следует понимать как) повествование о реальных промежутках времени, а только как пояснение порядка и последовательности, в какой моменты творения представляются философской мысли.

Психология и антропология Филона также полны неясностей и противоречий. Человек — высшее из всех творений. Он принадлежит и чувственному и сверхчувственному миру. По отношению к неразумной части души Филон принимает стоический материализм, запутываясь при этом в противоречиях.. Так, согласно его учению, человеческий ум одновременно и совершенен и несовершенен, и образует единство с Богом и часто отпадает от этого единства.

Этика Филона эклектична, как и все в целом его учение, и представляет собой сочетание идей стоицизма, трансцендентной телеологии Платона и учения стоицизма о необходимости полного искоренения страстей (стоическая «апатия»). Важной чертой философии Филона было то, что теоретическую жизнь он предпочитал практической с еще, большей силой и настойчивостью, чем Аристотель. Однако теория (??????), о которой говорит Филон, по сути ограничивается только познанием Бога и отношением к нему человека. Филон 508

не верит в познавательные силы человека. Его высказывания о возможности познания часто граничат с совершенным скептицизмом.

508

<< | >>
Источник: Валентин Фердинандович. Все об Античной философии. 1976

Еще по теме ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ:

  1. Александр Владимирович Толкушкин. Таможенное дело, 2010
  2. Александр Сергеевич Меденцов. Шпаргалка по предпринимательскому праву, 2007
  3. Александр Борисович Смушкин. Уголовные преступления и наказания, 2001
  4. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич
  5. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918
  6. МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939
  7. Александр Николаевич Кайль. Долевое строительство: как не дать себя обмануть, 2003
  8. ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ:АЛЕКСАНДР I – ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МОНЕТАРИСТ
  9. Александр Георгиевич Филиппов, Владимир Васильевич Агафонов, А.В. Васильевич, Ф.А. Георгиевич. Криминалистика: конспект лекций, 2009
  10. Оглавление
  11. Условные сокращения
  12. Долгин А.Б.. Экономика символического обмена, 2006
  13. Плотников Александр Иванович. Теоретические основы квалификации преступлений, 2001
  14. ЛОГОС
  15. ОБ АВТОРАХ
  16. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ
  17. ДЕМИУРГ
  18. Этап 7. Ориентация в клиенте