<<
>>

Философ как член общества

Н. ФИЛОСОФ И СЕМЬЯ

721. Стобей IV, 24,29: Демокрит: Воспитание детей — ненадежное дело: ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо.

722.

Стобей IV, 24,31: Демокрит: Не следует, по-моему, растить детей. Ибо я вижу, что с этим сопряжены многие и большие опасности и огорчения, благ же — мало, да и те слабы и незначительны.

723. Климент. СтромшпыН, 138: Демокрит отвер-гает брак и деторождение из-за того, что они связаны со многими неприятностями и отвлекают от более важных занятий. К нему присоединяется и Эпикур. Феодорет XIII, 74: Мы очень порицаем Демокрита и Эпикура, которые предписывают отказаться от бра145

ка и деторождения. Определив, что высшей целью является наслаждение, они решительно отвергли то, что связано с какими-либо тревогами и неприятностями.

724. Стобей IV, 24,32: Его же: Если у человека есть желание иметь ребенка, то, по-моему, лучше всего взять его у кого-либо из своих друзей. Поскольку он сможет выбрать по своему желанию, ребенок будет таким, какого он хочет.

Тот, кто покажется подходящим, подойдет всего лучше и по природным качествам. Усыновление ребенка имеет то преимущество, что при этом можно выбрать себе по сердцу из многих такого, какой нужен. Если же родить своего ребенка, то это связано с большими опасностями. Ведь в этом случае придется довольствоваться таким, какой родится.

Ш. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО

725. Эпифаний. Против ересей III, 2,9: Демокрит ... утверждал: «Даже то, что представляется справедливым, таковым не является, ибо несправедливо то, что противоречит правде». Он говорил, что законы — дурное изобретение и что «мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно».

726. Заглавие этического сочинения: Диоген Ла-эртскийЩ 46 (Фрасил): О характере философа.

Ср. Псевдогиппократ. Письма 17: Они чуждаются людей ... ибо целиком погружены в философию.

727. Сенека. Письма 7,10: Демокрит сказал: «Один для меня стоит толпы, а толпа — одного». Ср. Демократ 64: Дружба одного мудреца значит больше, чем дружба всех неразумных [№ 660].

728. Плутарх. Против Колота 32: Упрекнут ли меня за это те, которые прожили жизнь по-хозяйственному и как подобает гражданину? Это их всех осыпал бранью Колот. Сам Демокрит убеждает изучать политическое искусство как самое важное и в то же время стремиться к занятиям, которые дают людям великое и светлое. Ср. Плутарх. Нельзя жить приятно- 19: Но те, которые так от146

носятся к славе и почестям, разве не признают, что лишают себя больших радостей, избегая из-за слабости или изнеженности должностей, политической деятельности, дружбы царей — всего того, что, по словам Демокрита, вносит в жизнь большое и светлое?

729- Элиан. Пестрые рассказы IV, 20:0 Демокрите из Абдер идет молва, что он был во всех отношениях мудрым, стремился прожить незаметно и вполне осу-ществил это на деле. Макарий V, 47: Проживи незаметно: рекомендуется заниматься только своими делами. Эти слова принадлежат Демокриту. Ср. Диоген Лаэртский Щ 36: Я приехал... в Афины, и никто меня там не заметил.Дме»шсм« у Евсевия. Введение в Евангелие XIV, 27,4: Сам Демокрит, как говорят, заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем стать обладателем персидского царства [№ 29]. Цицерон. Об оратор III, 15,56: Другие люди, столь же мудрые, но имеющие другие воззрения на жизнь, стремясь к покою и досугу, как, например, Пифагор, Демокрит, Анаксагор, полностью отдались познанию вещей, отказавшись от политической деятельности. Такой образ жизни благодаря покою и радости самого познания, приятнее которой ничего нет для человека, привлек большее число людей, чем было полезно для государственных дел.

4i

t* Г/. ФИЛОСОФ—ГРАЖДАНИН МИРА

7 30. Стобей Ш, 40, 7- Демокрит: Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа.

731. Греко-сирийские изречения,№ 33: Демокрит сказал: «Когда мудрецы приезжают в чужую страну, не являющуюся их родиной, они должны молча и спокойно разведать, приглядываясь и прислушиваясь, какой репутацией пользуются местные мудрецы: каковы те, могут ли устоять против них; для этого они тайно в уме сопоставляют свои слова со словами местных мудрецов. А когда они уже взвесили и увидели, какая сторона превосходит другую, тогда пусть

147

обнародуют богатство своей мудрости, чтобы их восхваляли за сокровище, которым они владеют, обогащая им других А если окажется, что их сокровище слишком мало, чтобы можно было из него уделять другим, тогда пусть они сами возьмут у других и уходят».

732. Стобей III, 40, 6: Демокрит: Жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячменная лепешка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме Философ как член общества:

  1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
  2. Глава 15. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
  3. Философия: место и роль в жизни общества и чeлoвeка
  4. 3. Проблема человека и общества в философии Просвещения
  5. Социальная философия и идеал справедливого общества.
  6. 1. Общество как объект философского анализа
  7. Тема 9. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
  8. 3. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
  9. Глава 4. Философия как вид знания
  10. 1. Бытие как исходная категория философии
  11. 43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
  12. 11. Антропологический принцип философии Фейербаха.Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  13. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  14. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  15. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу