<<
>>

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

— концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исто-рического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф. И. разрабатывает определенную трактовку специфики исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и чело-веческой свободы, единства и многообразия истории и т. п. Историче-ский процесс развития общества всегда являлся предметом размышлений философов; яркие образцы философско-исторической мысли представлены в античной (Полибий), древнекитайской (Сыма Цянь), средневековой (Августин) культурах, однако классические формы Ф.

И. были созданы в европейской философии 18 — первой половины 19 в. Сам тер-мин "Ф. И." был введен Вольтером для обозначения суммативно-обоб- щенного представления об истории. Деятелями позднего Просвещения Тюрго и Кондорсе была создана концепция прогресса как смысла истории. Гердер, утверждая единство принципов исторического развития всего человечества, разработал трактовку всемирной истории как единого процесса. Концепция Гегеля — высшее достижение классической Ф. И. — представляет исторический процесс как обладающий провиденциальной разумностью. История, разворачивающаяся исключительно в духовной сфере, совершается как необходимое движение за спиной индивидуумов: энергия сталкивающихся между собой частных интересов используется историей для достижения своих собственных выс-ших целей; разум истории, скрытый за внешним хаосом и неразумием, открывается лишь философскому взгляду. Подчеркнуто умозрительный характер гегелевской концепции истории, ее оторванность от конкретного исторического материала и реальной практики исторического познания уже в середине 19 в. стали предметом критики. Альтернатив-ной крайностью является марксизм, предпринявший попытку радикального "заземления" истории: согласно социальной концепции марксизма, история образуется практической деятельностью человека, удовлетворяющего свои материальные потреб-ности; в основе истории лежит эмпирически наблюдаемое развитие общественных производительных сил. Бурный рост исторического знания в 19 в. в значительной степени обесценивал философско-умозрительный подход к постижению истории, Ф. И. все чаще предстает как философия исторической науки.В частности, в конце 19 — начале 20 в. широкое распространение получила неокан-тианская Ф. И. (Виндельбанд, Риккерт), анализирующая методологическое своеобразие исторического познания и усматривающая его в ин- дивидуализациях — в противовес ге-нерализирующей направленности наук о природе. Проблемы логической организации исторического знания вышли на передний план в аналитической Ф. И. (Поппер, Гемпель). Потребность в прояснении смысла истории перед лицом масштабных исторических катастроф реактивировала в первой половине 20 в. онто-логическую составляющую Ф. И. — появились "морфология культуры" Шпенглера, концепция "осевого вре-мени" Ясперса, грандиозный исто-рический синтез Тойнби. Однако от классической Ф. И. эти концепции отличаются ощущением негаранти- рованности и возможной иррацио-нальности истории. Для второй половины 20 в. характерно вытеснение истории из исторического сознания: во-первых, конкретный материал, накопленный современной истори-ческой наукой, стал столь обширен и разнороден, что его уже невозможно вписать в некую единую модель исторического процесса; во-вторых, современная историческая наука весьма эффективно осуществляет анализ методологических проблем собственными силами — без обращения к философии; в-третьих, в определении ведущих тенденций исторического развития на передний план вы-ходит интенсивно развивающаяся футурология. (См. также История, Историцизм, Социальный реализм, Социальная философия, Всемирная история, Событийность.)

В. Н.Фурс

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

  1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  3. Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  4. ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  5. Общая библиография по истории философии
  6. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  7. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  8. 5. Философия в истории Российского государства
  9. 1. Феномен человека в истории философии
  10. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  11. Наследие Паскаля в последующей истории философии.
  12. О гносеологических функциях понятия бога в истории философии
  13. 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.Общественный прогресс и его критерии.
  14. 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  15. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.