<<
>>

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

— одна из основных и наиболее важных частей социальной философии. Термин впервые упот-реблен Вольтером, пытавшимся в борьбе с теологизмом создать просветительскую концепцию истории.

Особый вклад в филосо-фию истории внес Г. Гегель, который был первым, кто пытался представить общественное развитие как необходимый, закономерный процесс, показать историю в ее внутренней связи. Во всемирной истории он выделял «философскую», эзотерическую и «наивную» или повествовательную части. Первая выражала у него спекулятивные, объективно-разумные внутренние процессы, вторая — эмпирические, экзотерические. Дальнейшую и более со-держательную разработку философия истории получила у К. Маркса и Ф. Энгельса, которые пытались дать не идеалистическое, а объективно-материалистическое понимание истории, ее общих законов и движу-щих сил. Философия истории, уделяя основное внимание общим закономерностям общественного развития, решает и ряд других важных задач. В их число входит, в частности, вопрос о природе исторического знания, особенностях его связи с наукой, искусством, художественно-мифологическими данными, интуицией и другими явлениями; вопрос о специфике научно-историче- ских законов, характере исторического познания в целом; о взаимоот-ношении исторического знания с системно-структурным анализом, герменевтикой, с математикой. К воп-росам философии истории относится также определение сущности, смысла и основных стадий мировой истории, раскрытие исторической диалектики общего, особенного и единичного, диалектики прошлого, настоящего и будущего, рХд других гносеологических и методологических проблем. В настоящее время наряду с материальной или субстанциональной философией истории, которая нацелена на философское раскрытие исторического процесса как объективно данной реальности, особое развитие получила критическая философия истории, которая ориентирована на изучение условий, социальной обусловленности, возможностей исторического познания. Со временем растет ее влияние на социологическую тео-рию, к которой, начиная с середины XIX в., переходят некоторые ее функции.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

  1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  2. Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  3. ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  5. Общая библиография по истории философии
  6. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  7. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  8. 5. Философия в истории Российского государства
  9. 1. Феномен человека в истории философии
  10. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  11. Наследие Паскаля в последующей истории философии.
  12. О гносеологических функциях понятия бога в истории философии
  13. 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.Общественный прогресс и его критерии.
  14. 10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  15. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  16. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  17. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  18. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  19. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  20. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.