<<
>>

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

— направление в западноевропейской философской мысли, сложившееся в по-следней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф. Ж. утрачивает самостоятельное значе-ние после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.

Ж. феноменологическим методом и акцен-тировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф. Ж. возникла в эпоху, когда евро-пейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. Осознание такого рода "экзистенциального будущего" оказалось чревато серьезной внутрифилософ- ской переориентацией. Наступает полоса сильных в своем пафосе умонастроений, когда иррациональность общества пытались эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как имеющей глубинные и вечные, "как сама жизнь", корни.
Отсюда и столь резкий протест против панлогичес- кого усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абст-рактный рационализм, оказавшихся во многом несостоятельными перед запросами времени. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на естест-венные науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами. В имма-нентно-философском плане в Ф. Ж. сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего сис- темосозидания и его главной движущей силы — науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходя-щее историческое явление.
Ф. Ж. может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипер-трофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; ре-акция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для вся-кого рационального осмысления. Целостная реализация данного умо-настроения и привела в конечном счете к такого рода философскому движению, как Ф. Ж., представленному именами Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шпенглера и Бергсона. Среди философских предшественников этого направления — молодой Гёте периода "Бури и натиска", призывавший дополнить "единодержавие рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства"; немецкие романтики, Шопенгауэр и, как это ни парадоксально, представители немецкой трансцендентально-критической философии (особенно Гегель с его феноменоло- гизмом и Шеллинг как автор учения о слепой бессознательной воле). Однако, в отличие от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического типа философствования, так как по существу ставили задачу примирить хотя и различные, но в сущности родственные элементы познания, Ф. Ж. с самого начала была ориентирована на принципиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности. Ф. Ж. воз-никла также и как реакция на тот кризис, который в последней трети 19 в. переживало механистическое естествознание. Под влиянием успехов в биологии, вплотную приблизившейся к исследованию проблемы живого, наметились попытки объяснить законы неорганической материи, опираясь на так называемый новый "витализм" и "органицизм". Сложилась устойчивая тенденция "жизненного объяснения" всего и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию, культурологию, исто-рию, этику, религию и т. д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией такого рода интенций занялась Ф.
Ж., ставящая перед собой задачу построения целостного миропонима-ния, опираясь исключительно на по-нятие "жизни" — этой первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разде-лению мира на идеальное и матери-альное. При этом жизнь понималась не только как сущность мира (онтологический аспект); она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический ас-пект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую ре- альность-жизнь в плоскость психического по сути процесса — непосредственного переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение человеческого Я — до "космического" посредством "вживания" в то, что должно быть познано. В этом смысле "жизнь" становится непосредственно переживаемой сущностью мира. С помощью понятия "жизнь" создавалось представление о мире как целом, о способе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают "жизни" этот смысл. При этом воз-никла чисто виталистская теория ценностей, дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф. Ж.: если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится уни-версальным принципом мироздания, охватывая одновременно и пробле-мы бытия, и проблемы познания и ценностей. Спектр взглядов основ-ных представителей Ф. Ж. оказывается чрезвычайно многообразен, так как само понятие "жизни" в силу его расплывчатости и многозначности дало возможности для самых различных его интерпретаций, как био-логических, психологических, так и культурно-исторических. Ф. Ж. оказала, без преувеличений, колос-сальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в. Осо-бенно велико это влияние оказалось для гуманитарной сферы знания, представители которой до сегодняш-него дня эффективно реализуют многие из методологических установок Ф. Ж. (дескриптивно-деструк-тивный феноменологизм и филоло- гизм Ницше, герменевтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризм Шпенглера с его циклической моделью уникально-автономных культурных организмов, идеи о "закрытом обществе" Бергсона и др.). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую традицию, Ф. Ж. явилась, по сути, первым историческим выражением нового типа философствования, ставшего господствующим в европейской мен- тальности, начиная с 1930—1940-х со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее систе- моосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого мира и разума.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ:

  1. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  2. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  3. Философия: место и роль в жизни общества и чeлoвeка
  4. Раймонд МОУДИ. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела., 1976
  5. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  6. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  7. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  8. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  9. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.