<<
>>

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

— философское направление, сложив-шееся в последней трети XIX в. в Германии и Франции. Ее представи-тели — Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гас- сет. Основа «философии жизни» — представление о жизни как о первичной, фундаментальной реальности, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание.

Ницше, продолжая традицию Гераклита, считает жизнь вечным движением, становлением, изменением. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. На подобной трактовке жизни бази-руются теория Ницше о «воле к власти» и «переоценке всех ценно-стей». Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, много-гранность и противоречивость. Для Зиммеля жизнь в процессе постоянного становления создает культурно-исторические формы, обреченные бесконечно рождаться, поддерживая ее, и отмирать, становясь ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как изначальный творческий порыв, некую космическую силу, бесконечное становление, «творчество ради творчества». «Философия жизни» противопоставляет классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса, развития, становления. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему, разлагающему все на составные части аналитическому разуму. Иррациональная в своей основе, жизнь познается лишь внеинтеллектуально, интуитивно, образно-символически. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают интуитивные основы творчества, ху-дожественный образ, миф. «Философия жизнир резко противо-поставляет рациональные и инту-итивные формы познания (Ницше, Бергсон), время и пространство (Бергсон, Шпенглер), природу и историю (Дильтей, Шпенглер).

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ:

  1. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  2. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  3. Философия: место и роль в жизни общества и чeлoвeка
  4. Раймонд МОУДИ. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела., 1976
  5. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  6. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  7. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  8. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  9. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  11. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  12. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  13. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  14. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  15. 22. Страхование жизни
  16. СМЫСЛ ЖИЗНИ
  17. ???????, ?.?.. ???? ?? ?????, 2008