<<
>>

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ


— область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами. В греч. «технэ» (techne) — в узком смысле слова искусство, мастерство плотника, строителя; в широком — искусство во всяком производстве.
Далее в античности приобретает значение способности изобретать планы, «махинации». Мысль, что человек является не только разумным существом, но и производящим, нашла отражение в латинском определении его как Homo faber — человек-мастер. Ос-новоположник данной области философии — Э. Капп, издавший «Ос-новы философии техники» в 1877 г. К одним из первых философов техники относят К. Маркса, связавшего в своей теории общественно-экономических формаций их становление с характером и уровнем развития производительных сил, частью которых является техника. В России пионером в этой области был П. К. Энгельмейер, автор «Теории творчества» (1910), «Философии техники» (1912—1913). Однако общественное признание и бурное развитие философия техники получила в 60—70-е гг. XX столетия. Острейшей проблемой является определение техники и искусственного. Круг артефактов — от болта до воли к власти — и методологических подходов так разнообразен, что определений великое множество. Выделяют два основных типа определений. В узком смысле техника — совокупность конк-ретных материальных артефактов, созданных в результате целе-направленной рациональной дея-тельности человека. В широком смысле — «совокупность рацио-нально выработанных методов, обладающих безусловной эффек-тивностью (для данной ступени развития) в любой области чело-веческой деятельности» (Ж. Эл- люль). То есть сама рациональная деятельность является «техникой» (говорят о технике игры на фортепьяно, технике чтения, технике футболиста и т. п.). Понятие «искусственное», альтернативное природному, естественному шире понятия «техника», так как включает весь класс объектов, созданных человеком, артефактов, в том числе и таких, которые возникли в результате спонтанной, непродуманной, бессознательной дея-тельности. Обобщая, можно сказать, что мир искусственного со-здается деятельностью человека, причем сама деятельность является его частью. Другими проблемами данной отрасли философского знания являются взаимоотношения техники с природой, с человеком, с наукой, с политикой. Со времен Ф. Бэкона европеец надеялся с помощью техники стать настолько сильным, чтобы покорить природу, надеялся достичь царства свободы. Достиг же он новой зависимости от «второй природы», требующей, чтобы с нею считались. Техногенное давление на природу привело к экологическому кризису. Вопрос ставится радикально: может ли человечество отказаться от техники? Если нет, то может ли оно хотя бы поставить в рациональные рамки ее производство и ис-пользование? Здесь философия техники смыкается с аксиологией, фи-лософской антропологией, поскольку подобное самоограничение тре-бует пересмотра европейцем пред-ставлений о своем месте в мире, требует отказа от мысли, навеянной христианством, что он — заместитель Бога на Земле, требует наложе-ние на себя «принципа скромности». Человек мечтал построить со-циальный мир на основе разума, ра-ционализировав все его компоненты. Была создана парадигма социальной инженерии, строились тех-нократические концепции общества. Однако человек оказался не только «конструктором мира», но и объектом конструирования. Проблема взаимоотношения техники и науки также может быть сформулирована в предельном виде: что изучают ученые в эксперименте — приро-ду или поведение технических приборов? Есть методологические проблемы у самих наук об искусственном: какова форма теорети-ческого знания, закономерностей и т. п.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ:

  1. Философия техники
  2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  3. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  4. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio разъяснение
  5. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  6. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  7. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  8. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  9. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  11. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  12. ТЕХНИКА
  13. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ТЕХНИКА
  14. Тема 2.КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
  15. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ