<<
>>

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

особый этап в истории западноевропейской философии, характери-зующийся утверждением новой, специфической формы философство-вания, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях.

По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф. В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы ни была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14—16 вв., их не следует рассматривать в качестве простого усвоения античности или ее возрождения; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т. д., главным образом в сторону перевеса учения Платона над схоластизиро- ванным в средние века Аристотелем. Главной предпосылкой формирования Ф. В. была осуществленная возрожденческой мыслью в целом глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, своего рода ценностная реформа, затронувшая такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т. п. Паде- ниє авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принци-пиально нового, экспериментального исследования человека и природы — все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа — активного, свободного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного, иници-ативного и т. п. Не случайно, что хронологически первым, необычайно плодотворным по своим результатам и очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии этапом или периодом в эволюции Ф. В. стал так называемый гуманистический период (середина 14 — середина 15 в.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку и, более того, признавший ценность че-ловека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Благо че-ловека, принцип равенства, справед-ливости и человечности стали здесь не просто нормой отношений между людьми, но и главным критерием оценки всего существующего. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом кор-пусе культурных идей. У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте, идеи которого были продол-жены и развиты Ф. Петраркой, Эразмом Роттердамским, Мором, Монте- нем и др. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего сво-бодный диалог, спор в движении к истине. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом мы обязаны разработкой принципи-ально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное пред-назначение. Следующим ярким этапом Ф. В. был неоплатонический, связанный с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики и представленный флорентийскими платониками (Плетон, Фичино, Мирандола), Николаем Кузанским и другими мыслителями (с середины 15 до первой трети 16 в.). Всех этих философов объединяло пантеистическое пред-ставление о мире, отождествление Бога и природы, идея о его "со-веч- ности" миру и наделение природы всеми необходимыми силами творения вещей. Натурфилософский период в Ф. В. (2-я половина 16 — начало 17 в.) представлен выдающимися учеными того времени — Лео-нардо да Винчи, Коперником, Бруно, Галилеем и др. Этим мыслителям был свойствен естественнонаучный, во многом натуралистический, под-ход к пониманию мира, широкое использование достижений тогдашнего естествознания, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии. Ф. В. стала чрезвычайно важ-ным этапом в становлении истории философии Нового времени, заложив основы для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ею схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической и ма- тематически-выверенной картиной мира Нового времени; ее отличал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей и прежде всего такие, как установка на опытный и экспериментальный характер знания, представление об автономности природы, а также положения о месте человека в мире и его активной роли в познании были активно ассимилированы всей философской и естест-веннонаучной традицией последующих веков.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ:

  1. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  2. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. Глава V ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
  4. 3. Философия в эпоху Возрождения
  5. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
  6. 6. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  7. 8, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИИ в ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  8. Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  9. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
  10. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  11. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  12. § 3. Возрождение
  13. ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс
  14. Рождение и Возрождение
  15. Акция «возрождение».
  16. 53. Возрожденное естественное право
  17. 15. Возрождение, Реформация и политико-правовые идеалы гуманизма