<<
>>

4 . Философско-теологическое направление

Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом.

Неотомизм — официальная философско-теологическая доктрина католицизма, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Ее истоки уходят в философию Томмазо (Фомы) Аквинского (1224-1275). Согласно томизму все догмы христианства абсолютны и безусловны.

Основные представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фаб- ро (Италия).

Свою задачу видят в том, чтобы примирить догматы веры с мыслящим разумом, согласовать внерациональные положения религии с рациональным знанием и тем самым оправдать догматы христианства.

Как полагают неотомисты, вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самонадеянности.

Примирение веры и разума, теологии и философии — это начало преодоления хаоса, за который несет ответственность «бесплодный» союз философии и науки. Индивидуализму и сомнительному коллективизму следует противопоставить солидаризм и любовь к ближнему.

Согласно неотомизму, истины веры сверхразумны, но не про- тиворазумны. Право говорить, что такое Бог, является прерогативой религии. Право судить, чем не является Бог, остается за философией с ее рационализмом.

Для неотомизма, как и в далеком вчера, характерна попытки ассимилировать некоторые научные идеи или открытия. В этом отношении показательна позиция П. Тейяра де Шардена53.

Персонализм возник на рубеже XIX-XX вв. прежде всего во Франции и в США. Основные его представители Э. Мунье, Ж. - Лакруа (Франция); Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг (США). Свою задачу видят в том, чтобы примирить религию и культ человека.

Персонализм принимает мир как со-творчество Бога и человека. И если Бог выступает в качестве верховной личности, то человек рассматривается как первичный субъект творчества в полноте своих проявлений. Поскольку истоки в творческой активности представлены Богом, то из этого следует необходимость постоянного диалога человека с Богом.

Общая установка персонализма (примирить принципы христианства с ключевыми гуманистическими ценностями, создать ци-вилизацию без антагонизмов и угнетения, обеспечить «новое Возрождение») — вызывает не только чувство симпатии, но и понимание того, что это еще одна утопия, ибо апелляция к личности при игнорировании социальной среды — это еще одна крайность.

См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 4 . Философско-теологическое направление:

  1. 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
  2. Философские школы и направления
  3. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  4. НЕОТОМИЗМ — философское направление
  5. 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
  6. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ
  7. 4. Философская антропология
  8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  9. ФИЛОСОФСКАЯ, ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ
  10. Судьба философского наследия Кузанца
  11. ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ