<<
>>

8. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НЬЮТОНА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ


Математическое естествознание «века гениев», как иногда называют XVII век, достигло своего завершения в научном творчестве Исаака Ньютона (1643—1727).
Жизнь, отданная науке. Воспитанник колледжа Троицы Кембриджского университета, занимавший там физико- математическую кафедру более тридцати лет, холостяк, Ньютон полностью отдал себя науке.
Правда, его отнюдь нельзя назвать энциклопедистом. Хотя времена Леонардо да Винчи с его потрясающей широтой интересов и деятельности прошли, в XVII в., несмотря на углублявшуюся специализацию знаний и наук, энциклопедисты еще были. Лучшим примером того служит Лейбниц (о нем ниже). Однако сужение научных интересов Ньютона во многом объяснялось у него напряжением и глубиной математического гения, равного которому не знала предшеству-ющая история естествознания. Основные направления его исследований — оптика, механика, астрономия, объединявшиеся у него — уже на основе математики — в единую науку, которую он вместе со своим веком именовал «натуральной философией» (philosophia naturalis).
Даже по сравнению с Галилеем и Декартом Ньютон демонстрировал исключительный дар прирожденного экспериментатора, умевшего ставить природе проникновенные вопросы, превратившего эксперимент в главное средство ее целеустремленного исследования. При этом от названных великих естествоиспытателей Ньютон отличался умением точного математического осмысления проводимых экспериментов. Уже в своих ранних «Лекциях по оптике» (впервые читанных в названном колледже в 1669—1671 гг.) Ньютон подчеркнул, что безупречное владение математическим знанием — первое условие для всякого, кто хочет достичь сколько-нибудь значимого успеха в любом разделе «натуральной философии», будь то оптика, механика, астрономия, география или мореплавание. Сам ученый в процессе своих физических изысканий сделал эпохальное открытие дифференциального и интегрального исчисления. Исследования в оптике привели Ньютона к открытию дисперсии света (его различной преломляемости), без чего не был бы возможен такой значительный практический результат, как конструирование отражательного телескопа, дававшего значительно большее увеличение, чем телескоп Галилея. Этот научный подвиг сделал
Ньютона (1672) членом Лондонского королевского общества.
Открытие дисперсии имело и огромное мировоззренческое значение. Веками и тысячелетиями бесчисленное множество людей воспринимало свет и тьму как естественные, всегда наличные природные противоположности. Множество философов античности (особенно принадлежавших к платоновско-неоплатонической линии) трактовали свет как едва ли не главную мировую субстанцию. Метафизика света, как мы видели, играла первостепенную роль в ренессансной натурфилософии (особенно у Патрици). Даже Декарт первую часть задуманного им естественно-научного сочинения «Мир» (так и не осуществленного) назвал «Трактат о свете». Казалось, что нет более простой и устойчивой мировой субстанции, чем «белый свет». Что же касается многих других цветов, то к Аристотелю восходила идея, согласно которой каждый из них представляет определенное сочетание белого и черного цветов. Теперь же опыты Ньютона с преломлением цветов через призму неопровержимо убедили в сложности белой окраски света. Белизна оказалась не первоначальной и простой, а составной от красного, желтого, синего, фиолетового и других цветовых оттенков.
Еще большее научное и философское значение имели осмысление и формулировка Ньютоном принципов нату-ральной философии, в которых он обобщил открытия Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта. Итогом этой грандиозной научной работы стали знаменитые «Математические начала натуральной философии» (Лондон, 1687, на лат. яз.), которые нередко называют самым выдающимся произведением за всю историю естествознания. Весьма показателен сам этот заголовок. Учебник своей философии, большая часть которого трактовала вопросы физики, Декарт назвал «Начала философии». Добавив теперь два ограничительных слова в этот картезианский заголовок, Ньютон очертил тем самым предмет «натуральной философии». За таким изменением скрывались принципиальные отличия ньютонианской физики от физики картезианской, которые будут ясны нам из дальнейшего.
Достигнув в названном произведении наивысших научных результатов, не прекращая других исследований (в частности, в области химии) и в дальнейшем, автор «Начал» в последующие десятилетия больше отдавался деятельности практического свойства. Так, в 1695 г. он был назначен смотрителем, а с 1699 г.— директором лондонско- го Монетного двора. С 1703 г. и до конца жизни Ньютон — президент Лондонского королевского общества. Некоторое время он был и депутатом парламента.
<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме 8. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НЬЮТОНА И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ:

  1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ (НАУЧНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ
  2. 6. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
  4. Проблема науки и философии в «Началах» Ньютона и его методологические идеи
  5. 2. Методология работы с открытыми источниками информации
  6. 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЛИЛЕЯ И ЕЕ ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  7. О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИИ1
  8. Тема 34. ТРАКТОВКА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИЯХ
  9. Расцвет философской и научной мыслиности «ЧИСТЫХ братьев»
  10. Охарактеризовать новое управленческое мышление и его роль в современных концепциях и методологии управления.
  11. Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ
  12. 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев).Народничество в России, его социально-философские позиции.
  13. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДУАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ
  14. 16.1. Значение и задачи учета труда и его оплаты
  15. § 2. Приемы, методы и формы научного мышления а) Метод, его сущность и аспекты
  16. ВКЛАД А. МАРШАЛА В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
  17. 7. ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  18. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение