<<
>>

Франкфуртская школа

(по местоположению Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне): МАКС ХОРКХАЙМЕР (1895—1973), ТЕОДОР В. АДОРНО (1903—69) и ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ (1898—1979). Скрываясь от нацистов, они бежали в Америку.

Все они, хотя и с различными акцентами, развивали критический анализ общества, в зна-чительной мере опираясь на МАРКСА. Для всех них характерно решительное неприятие существующего, скепсис в отношении его альтернатив и уклонение от систематики. Поэтому они часто писали в форме эссе, заметок и афоризмов.

ХОРКХАЙМЕР характеризует критическую теорию так:

в традиционной теории работа познания ограничена частными аспектами. Она лишь воспроизводит сложившееся положение дел и тем самым утверждает общественные условия, в которых возникает. В противовес этому ХОРКХАЙМЕР полагает, что:

"Предмет критической теории общества... — люди как производители общей исторической формы своей жизни". В качестве метода Франкфуртская школа пользуется главным образом междисциплинарными исследованиями.

Изучение общества необходимо потому, что все факты жизни социально "преформированы" (пред- заданы). При этом необходимо найти новые критерии. Поэтому

речь идет не о реформах в рамках существующей системы, а о ее радикальной критике. Таковая возможна, если сам человек рассматривается как субъект своей истории. Сформулированное в виде "экзистенциального суждения", это положение звучит так: "Так быть не должно, люди могут изменять бытие". Цель такого изменения — разумное строение общества. Оно должно демонстриро-вать истину

"и разумность стремления к миру, свободе и счастью". Ориентир при этом — эмансипация по-средством устранения господства и угне-тения.

В Америке (40-е годы) ХОРКХАЙМЕР И АДОР- но исследуют "диалектику просвещения": "С ростом буржуазной товарной экономики темный горизонт мифа освещается солнцем исчисляющего рассудка, под ледяными лучами которого вызревает посев нового варварства [главным образом, фашизма]". Господство разума вообще здесь названо просвещением, инструментом которого является понятие, что роднит его с мифом, уже поэтому содержащим в себе зародыш просвещения. В мифе человек относится к природе магически, подражая ей (миме-сис).

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Франкфуртская школа:

  1. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  2. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  3. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  4. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
  5. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
  6. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
  7. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  8. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
  9. ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА
  10. 7.2. Школа
  11. 2.1 ШКОЛА ВКЛЮЧЕНИЯ
  12. § 2. "Классическая школа"
  13. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  14. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  15. Заочная Школа Мудрости
  16. Пифагорейская школа
  17. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  18. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА