<<
>>

ФРЕЙД


(Freud) Анна (1895—1982) — австрийский психоаналитик. Соос- нователь эгопсихологии и детского психоанализа. Почетный доктор Вен-ского университета и университета Кларка (США). Дочь 3. Фрейда. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа.
В 1922 опубликовала первую статью "Бьющие фантазии и дневные мечты", в которой исследовала способы прекращения мастурбации. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекций недостатков обучения и воспитания. В 1927 опубликовала работу "Введение в технику дет-ского анализа", в которой изложила суть оригинального психоаналитического подхода к психологии детей, подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность "игровой терапии". В 1936 в книге "Психология "Я" и защитные механизмы" развила психоаналити-ческие идеи о "механизмах защиты" и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В 1941, совместно с Д. Бер- лингем, организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны. Наряду с поддержкой детей осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах "Маленькие дети в военное время" (1942), "Дети без семьи" (1943), "Война и дети" (1943). В 1947 открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Вы-двинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующемся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка. Автор книг "Психоанализ для учителей и родителей" (1931), "Детство в норме и патологии" (1965), "Интересы ребенка" (1973) и других работ.
В. И. Овчаренко
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигиз- мунд Шломо) (1856—1939) — австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник психоанализа и фрейдизма.В 1873 поступает на медицинский факультет Венского университета. Прослушал курс философии Брентано. Доктор медицины (1881). Приват-доцент неврологии (1885). В 1885—1886 ста-жировался в Париже у Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что при- чиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динами-ческие травмы психики. В 1892 разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов. С 1896 по 1902 раз-работал основы психоанализа. Обос-новал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознатель- ного — сознательного. Несмотря на акцентируемый антифилософский и антифеноменологический пафос этой теоретической схемы, Ф.
подходил к реконструкции бессознательного вне наличного контекста знаний о сознании и до-сознании, а также постулируя практическую невоз-можность в дальнейшем рассуждать о сознании самом по себе. (После Ф. о сознании стало возможным рассуждать лишь "диалектически": как о "задаче", а не о как "источнике".) Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом кон-фликте. Коренной поворот, заданный Ф. в европейской интеллектуальной и, в частности, психологической традиции, — во многом преодолевающий представления о человеке Декарта, заключался в элиминировании феноменологических подходов из анализа бессознательного. В тра-диции психоанализа бессознательное трактуется как непознаваемое, но приверженность принципам эмпиризма и реализма подвела Ф. к открытию того, что оно в конечном счете познаваемо, в своих "репрезентативных репрезентациях". Профессор (1902). В 1905 обосновал идеи о природе и функционировании либидо, о развитии человеческой сексуаль-ности и вытесненных сексуальных влечениях как источнике неврозов. В 1907 дал классическое определение бессознательного. В работе "Тотем и табу" (1913) распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований. Проблема культуры в целостном облике сводима, по Ф., к следующим вопросам: каков уровень низшего предела, до которого допустимо искусственно минимизировать человеческие влечения и желания; насколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отказами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. Культура выступала у Ф., таким об- разом, как некий баланс процессов лнбндозных "инвестиций" и "кон-тринвестиций" (что позволило в дальнейшем критикам Ф. именовать его подход к культуре как "экономическую модель"). Интерпретация Ф., анализировавшего, в частности, в данном ракурсе соотношение ху-дожественных приемов искусства и фантазмов человека, сводима к следующему: "Мы называем первым со-вращением, предварительным удовольствием само право на удовольствие, которое предоставляется нам, чтобы мы могли освободиться от высшего наслаждения, вытекающего из гораздо более глубоких психических истоков. Я полагаю, что любое эсте-тическое удовольствие, порожденное в нас творцом, имеет характер предварительного удовольствия, подлинное же наслаждение художественным произведением проистекает из того, что благодаря ему наша ду-ша освобождается от известного напряжения. Может быть даже, тот факт, что заставляет нас отныне наслаждаться нашими собственными фантазмами без стеснения и стыда, в значительной степени и ведет к такому результату". В книге "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) изложил основы психоаналитической теории личности. В 1921 издал книгу "Психология масс и анализ человеческого "Я" — психо-аналитический компендиум по про-блемам личности, социальной психологии и социологии. В книге "Я и ОНО" (1923) Ф. изложил психоана-литическую концепцию структуры личности и ее защитных механизмов. Вся концепция Ф. послужила основанием для его вывода: человек —¦ это не "больное животное", как утверждал Ницше, удел человека — в неизбежных конфликтах. Человек — уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока. Человек, по Ф., "доисторичен" из-за собственной инфантильной судьбы (гипотеза комплекса Эдипа и пр.). Уделял всевозрастающее вни-мание проблемам культурологии и философии. В 1927 опубликовал книгу "Будущее одной иллюзии" — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 издает одну из наиболее философических своих работ "Беспокойство в культуре". В целом для теоретической схемы Ф. в ее "философском изме-рении" характерно то, что не Эрос, либидо, воля, человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перма-нентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олице-творенными в родителях, разнооб-разных авторитетах, общественных идолах и т. д. После эмиграции из Австрии в 1938 публикует исследование "Моисей и монотеизм" (1939) — посвященную дальнейшему психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем. Жизнь Ф., как и его труды оказали колоссальное воздей-ствие на радикальное изменение существовавших и формирование принципиально новых представлений о человеке и его мире (стало невозможным трактовать философию субъекта как философию сознания), на трансформацию самого облика системы гуманитарного знания, на облегчение страданий людей в их реальной жизни.
А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФРЕЙД:

  1. Влюбленный Фрейд
  2. ФРЕЙД (Freud) Анна (1895-1982
  3. ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939
  4. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
  5. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ (лат. principium - основа, начало
  6. СГУЩЕНИЕ
  7. ИНТРАВЕРСИЯ, интравертированность
  8. СГУЩЕНИЕ
  9. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  10. ЭРОС (греч. eros - любовь
  11. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  12. ПСИХОАНАЛИЗ
  13. ЛИБИДО
  14. КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. katharsis - очищение