<<
>>

ФРЕЙДИЗМ


— в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З.Фрейда в том виде, как оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.
Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представи-тели классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям Фрейда, в отличие от представителей нео-фрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.
ФРОММ Эрих (1900—1980) — психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы.
В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической за-щиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновид-ности невротического характера. Первый выражается в мазохист-ской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неу-держимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор «свободе на» («Душевно здоровое общество», 1945; «Искусство любить», 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях про-дуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы ак-тивности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплу-ататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность —
это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге «Иметь или быть?» (1976). Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Важной темой творчества Фромма является религия («Психоанализ и религия», 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных взглядов и действий, которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Религии подразделяются на авторитарные и гумани-стические. Авторитарная религия основывается на признании высшей силы, требующей от человека подчинения и поклонения. В религии гуманистической главным выступает не доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь — символ собственных сил человека.
ФУКО Мишель (1926—1984) — французский философ, автор работ «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и др., которые послужили теоретическим источником постструктурализма. В качестве предпосылок он постулирует критику метафизики (понятий истины, субъекта, личности, причинности) и теории знака. В целом для постструктурализма характерен глобальный релятивизм, нигилизм и установка на теорети-ческий хаос: он существует как проблемное поле и способ мышления, а не как набор истинных постулатов. Задача философского исследования по Фуко — реконструкция мыслительных привы-чек, способов мировосприятия людей разных эпох. Полагая, что вне текста культуры ничего нет, он привлекает к рассмотрению самые разнообразные тексты и все виды социальных практик — «дискурсивные практики», про-являющие историческое культурное бессознательное и объясняющие социальное поведение. Историк, однако, всегда имеет дело с формами субъективности настоя-щего, он философ современности, описывающий возможный опыт и создающий онтологию присутствия. Для Фуко индивидуальное сознание — фикция, так как представленный как глобальный текст мир производит интер- текстуализацию личности, принуждая ее оперировать эпистема- ми. Эпистема — это совокупность научных и культурных сведений той или иной эпохи, представленная в речевой практике в виде предписаний и запретов, обусловливающих мышление и поведение людей; это смерть или децентрация субъекта, диктат интертекста культурной традиции. В традиционном смысле прогресса нет — есть череда состояний
мысли, схем конвенций, так как эпи- стемы сменяют друг друга скачкообразно. Фуко констатирует маргинальное состояние человека в исто- рико-культурном процессе и видит свою задачу в критике структур, ок-ружающих человека и доминирующих благодаря механизмам массовых стереотипов. Одна из таких структур — власть, она мифологи-зирована и дисперсна, рассеяна в знаковых механизмах и закреплена в поведенческих практиках. Фуко раз-личает постоянные отношения господства и временные отношения власти. Выявляя дискурсивность власти и знания как результата борьбы за власть, маргиналы оспаривают власть, сохраняя ее прозрачность и непостоянство. Необходимо пре-пятствовать осуществлению власти, противостоять опустошению и ни-велировке, используя «искусство жизни», индивидуальные этики и техники существования. Он создает археологию мысли и герменевтику субъекта, позволяющую проследить традиции интерпретации структур в языке.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ФРЕЙДИЗМ:

  1. ФРЕЙДИЗМ
  2. ПОСТФРЕЙДИЗМ (англ. post - после и фрейдизм
  3. НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в психологии, психиатрии
  4. 5. Социально-критическое направление
  5. ПСИХОАНАЛИЗ
  6. ПСИХОЛОГИЯ
  7. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  8. ЗАКОН
  9. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово
  10. ПСИХОАНАЛИЗ
  11. БРЕНД, БРЭНД
  12. ПСИХОАНАЛИЗ
  13. АГНОСТИЦИЗМ
  14. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  15. ПОСТФРЕЙДИЗМ
  16. Философия XX века
  17. ВОЛОШИНОВ Валентин Николаевич (1895-1936
  18. НЕОМАРКСИЗМ
  19. РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение