<<
>>

ФУТУРИЗМ

(лат. future — будущее) — идейно-художественное те-чение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и отчасти Франции и России. Основополож- ник-теоретик — Маринетти; класси-ческие представители: У.

Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, JI. Руссоло и др. Эстетическая кон-цепция Ф. опирается на общекуль-турные идеи Маринетти о формиро-вании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" — человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выраже-

Футуризм 1173 ния "чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев", о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о "великом смехе", который "омолодит лицо мира" (см. Маринет-ти). В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пес-симистическим восприятием нового века (см. программный тезис кубизма: "закрыть глаза, чтобы не видеть дракона"), Ф. ориентирован на ма-жорную оценку машинной цивили-зации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психоло- гическую сферу: "мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя по-строенными из стали.

Мы тоже машины. Мы тоже механизмы" (Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изна-чальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрес-сионизме идей отказа от изобрази-тельности и выражения сущности объекта "не так, как мы его видим, атак, как мы его знаем" (Э. JI. Кирх- нер). В кубизме эта программа обора-чивается эксплицитно объявленной "войной против зрения" (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): "уважайте объект" у Пикассо.
И если для экспрессионизма характерен поиск "мифологических первоэле-ментов мироздания" (Э. X. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма — не только "изучение структуры первичных объемов" (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: "орфизм" Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художни-ка способно созидать жизненное, т. е. подлинное бытие — в противо-положность видимой "искусственной декорации в декоративном ис-кусстве"), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосред-ственной пластики ("идеи Платона — плоские") и т. п. Ф. занимает в означенной традиции особое место, делая радикальный поворот от осмыс-ления элементов формы к осмысле-нию элементов движения: по формули-ровке "Манифеста футуристической живописи" (1910), "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быст-роты". В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы ("у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны" — у Балла), в рамках еимультанизма движение схва-тывается посредством организации картины с помощью так называемой "линии силы", демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга ("откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет" — у Боччони). Однозначная ориентация на процес- суальность движения при абстраги-ровании как от движущегося объ-екта, так и от направления и цели движения ("движение и свет уничто-жают материальность тел", согласно "Манифесту") получает в Ф. ярко выраженную социальную апплика-цию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем — вне зависимости от своей направленности — обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра "Война — живопись", картины Боччони "Драка", Руссоло "Вос-стание", Карра "Похороны анархиста Галле" и др.) — при абстрагировании от человека в контексте его абсо-лютной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как "штифтике", обеспечивающем движение социальной мегамаши- ны, — в противоположность концепции сильной личности; выражаю-щие — соответственно — эти идеи картины Северини "Бронепоезд" и Боччони "Единственная форма").
На этой основе происходит истори-ческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетичес-кой доктриной итальянского фашиз-ма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии ("без агрессии нет шедевра" — у Маринетти)и культивирования "брутальных портретов Дуче" в на-чальный период государственного развития фашизма — до концепту-альных прокламаций социального оп-тимизма ("одна лишь радость динамична" — в псевдоромантическом манифесте Маринетти "Новая фу-туристическая живопись", 1930) и культивации идиллических пас-торалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма ("Выстрел из ружья" и "Динами-ческие последовательности" Балла, "Сферическое распространение цен-тробежного света" Северини, более поздние "Манифест абстрактной жи-вописи" Прамполини и идея "все-мирного Ф."), авангарда новой вол-ны, прежде всего, искусства pop-art ("Памятник бутылке" Боччони, 1913 — как первый художественный прецедент "деланья вещей") и синте-тического искусства (концерт "звуков большого города" на базе ком-плексного "шумопроизводителя" Руссоло) и — отчасти — сюрреа-лизма ("Состояние души" Боччони: "Прощание", "Те, кто остается" и др.). (См. также Анти-психологизм, Ма-ринетти, Фашизм.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФУТУРИЗМ:

  1. ФУТУРИЗМ (лат. future - будущее
  2. УКРАДЕННЫЙ ОБЪЕКТ
  3. DEJA-VU (Дежа-вю
  4. АВАНГАРДИЗМ
  5. АНТИПСИХОЛОГИЗМ
  6. МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница
  7. МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный
  8. МОДЕРНИЗМ
  9. СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealite - сверхреальность
  10. СВЕРХЧЕЛОВЕК
  11. МАРГИНАЛЬНОСТЬ
  12. СЮЖЕТ
  13. ФАШИЗМ
  14. Авторы статей
  15. БУДДИЗМ