<<
>>

ФУТУРОЛОГИЯ

— обобщенное название концепций о будущем челове-чества; в узком значении — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. синони-мична прогнозированию и прогнос-тике).

Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхей- мом как название "философии буду-щего", альтернативной всем предше-ствовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. понималась "наука о будущем", "история будущего", ориенти-рованная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего соци-альных. Такое понимание Ф. было связано с появлением в этот период специальных учреждений, разраба-тывавших научно-технические и со-циально-экономические прогнозы, и содержало претензию на монопо-лизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Однако отсутствие у понятой таким образом Ф. собственного пред-мета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого зна-чения термина "Ф".
из употребле-ния. На смену ему пришла трактовка Ф. как комплекса широко понимае-мого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупнос-ти прогностических функций обще-ственных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С начала 1970-х ввиду многозначности и неопределенности термин "Ф". вытесняется термином "исследование будущего". Понятие "Ф." преимуще-ственно используется как образный синоним "исследования будущего". В 1960-е преобладающим в западной Ф. было технократическое направле-ние Ф., апологизировавшее научно- технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постинду-стриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций (Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский и др.). В рамках леворадикального течения Ф. (А. Ускоу) научно-технический прогресс трактовался как катализатор неизбежного краха западного общества. В конце 1960 — начале 1970-х в на первый план в Ф. выходит изучение глобальных проблем. Ведущей ор-ганизацией данного направления стал Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месаро- вич, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эль- манджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форре- стер, Я. Тинберген и др.), иницииро-вавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и "пределов роста" тех-нологической цивилизации. В целом в рамках Ф. последней трети 20 в. можно выделить направления "эко-логического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозиру-ющего негативные последствия наличных перспектив развития человечест-ва, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пес-тель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития.

М. Н. Мазаник

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ФУТУРОЛОГИЯ:

  1. ФУТУРОЛОГИЯ
  2. ФУТУРОЛОГИЯ
  3. "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ"
  4. ОБ АВТОРАХ
  5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  7. ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalitas — весь, целый, полный, все-общий).
  8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  9. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТ-ВО
  10. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio - сообщение, передача
  11. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ЭВРИСТИКА
  12. ПРОИЗВОДСТВО
  13. ПРОИЗВОДСТВО
  14. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ
  15. ТОТЕМ (от алгонкинского "ототем" - его род
  16. ТОТЕМ