<<
>>

ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. 1900) — немецкий философ

, основоположник философской герменевтики. Главный труд «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Тюбинген, 1960). Ученик Хайдеггера. Гадамер развивал идеи философской герменевтики, опираясь на методологическую герменевтику Ф.

Шлейермахера и В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, онтологиче-скую герменевтику М. Хайдеггера. Понимание у Гадамера является фундаментальным способом человеческого существования. Всякое понимание осуществляется в рамках культурно-исторической традиции. Отношение между текстом и интерпретатором рассматривается как диалог, одним из важнейших условий которого является осознание интерпретатором своих предрассудков, принадлежности к оп-ределенной исторической традиции. В таком диалоге интерпретатор остается открытым к истине текста. Историческая природа диалога интерпретатора с текстом исключает возможность окончательной интерпретации.

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564— 1642) — итальянский мыслитель и ученый, один из основоположников экспериментально-математического естествознания Нового времени.

Основные научные труды Галилея: «Звездный вестник» (1610), «Диалоги о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632), «Беседы и математические доказа-тельства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638). Произве-дения Галилея носят яркую анти-схоластическую направленность. Приведенные в них астрономические наблюдения поставили под сомнение перипатетические представления о принципиальном различии небесного и земного мира, дали новые фактические подтверждения гелиоцентрической теории Коперника и идеи Бруно о бесконечной множест-венности миров. Физические ис-следования Галилея в области динамики привели к открытию закона свободного падения тел и принципа относительности, разработке понятий скорости, ускорения и инерциального движения.
Новые механико-математические пред-ставления о природе вступили в явное противоречие с «качественной физикой» Аристотеля, освященной схоластической традицией. Избегая прямого противопоставления теологии и науки, Галилей придерживался исторически прогрессивной теории «двойственной истины». Согласно этой теории, разум, не вме-шиваясь в религиозные толкования Священного писания, должен сосре-доточиться на всестороннем иссле-довании «книги природы». Природа понималась Галилеем как совокупность объективных законов, познаваемых с помощью эксперимента и математики. Опытное изучение природы, по Галилею, означало экспериментальное познание, осмысленное математически. Эксперимент приводил к аналитическому расчленению чувственных качеств и явлений природы. Исследователь «задает» природе вопросы, ответы на которые проверяются с помощью синтеза, дедуктивно-математическим путем. Только совместное применение аналитического (резолютивного) и синтетического (композитив- ного) методов приводят, по Галилею, к открытию новых естествен- но-научных истин. Полученное таким образом знание более не носит телеологического, освященного ав-торитетом Писания характера, а является объективным и необхо-димым физическим законом.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — представитель немецкой классической философии, обобщивший и развивший диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга в универсальную систему диалектиче-ского идеализма; создатель неформальной — диалектической — логики. Первоосновой всего существующего Гегель принимал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум), творческое ду-ховное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея развивает себя в этих формах, имея своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система Гегеля состоит из трех частей: логика, филосо-фия природы, философия духа. Логика занимает в системе Гегеля центральное место и по своему содержанию, ибо в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало — мышление, — и по форме, ибо в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии — в сфере логического, которое совпадает с истинным.

В рамках логики Гегель развивает учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии. Конструктив-ными принципами логики выступают метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления для Гегеля служит положение о тождестве бытия и разума («все дей-ствительное разумно; все разумное действительно»). Природу Гегель рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит три раздела: механика, физика, органическая физика. Философия духа выступает как завершающая часть системы Гегеля и тоже распадается на три раз-дела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности че-ловека. Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных орга-нов. В учении об объективном духе Гегель рассматривает социально-по-литическую жизнь человечества, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности; в состав нравственности Гегель включал семью, гражданское общество, государство. Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости. В учении об абсолютном духе Гегель рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия — в форме представления, и лишь в философии абсолютная идея об-ретает абсолютную форму — понятие. Философия выступает последней формой проявления абсолютной идеи, идеальным пред-вестником конца мира, адекватным методом самопознания идеи. Гераклит Эфесский

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. 1900) — немецкий философ:

  1. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  2. ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ
  3. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) - русский философ, психолог, логик.
  4. Немецкая классическая философия
  5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. Глава VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПАНРАЦИОНАЛИЗМ
  8. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
  10. Глава IX. Классическая немецкая философия
  11. ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий философ
  12. ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог
  13. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  14. КАНТ Иммануил (1724—1804) — основоположник немецкой классической философии
  15. ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель
  16. 11. Георг Кантор
  17. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900
  18. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900