<<
>>

ГЕДОНИЗМ

(от греч. hedone наслаждение) — линия жизненной ориентации и этическое учение, основывающиеся на ценности наслаждения. Гедонисты видят смысл существования в по-лучении индивидом максимума радости от жизни в ощущениях, восприятиях, других телесных и душевных состояниях. В этике ге-донизма такая устремленность обычно объясняется натурали-стически — природной сущностью человека. Наиболее после-довательно гедонизм проводился (в теории и практике) у античных киренаиков: глава школы Ари- стипп считал, что высшее благо состоит в чувственных удоволь-ствиях — предельно интенсивных и длительных, ради них можно пожертвовать всеми культурными ценностями.

Гедонизм от- вергался этикой христианского Средневековья как противоречащий цели спасения. В Новое время идеи гедонизма использовались для ут-верждения естественных прав человека. Гедонизм близок эвдемонизму, и оба они противостоят аскетизму (от греч. asketes — упражняющийся, подвижник), пренебрегающему на-слаждениями ради ценностей, пред-ставляющихся более высокими. Правда, если для гедонизма и эвде-монизма удовольствие и радость — самоцель, для аскетизма воздержание — лишь средство.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист, Последователь сенсуализма Дж. Локка, противник агностицизма, критик идеи бессмертия души и существования Бога. Од-но из главных сочинений Гельвеция — «Об уме» — было запрещено.

Мышление и ощущение, согласно Гельвецию, являются свойствами вечной и бесконечной материи, находящейся в постоянном движении. Основа познания — ощущение, память — это ослабленное ощущение, мышление — деятельность по ком-бинированию ощущений. Гельвеций открыто признает пристрастность человеческого разума. Ценность наших идей и поступков определяется, по его мнению, их полезностью, привлекательностью и поучительностью. Гельвеций отрицал изначальное неравенство умствен-ных способностей людей, врожденность морального чувства. Основанием нравственных представ-лений и социальных качеств является интерес. Умение сочетать интересы индивида и общества ведет к процветанию нации. Гельвеций выступал за полное уничтожение феодальной собственно-сти, был сторонником просвещенного абсолютизма.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 544—480 гг. до н. э.) — древ-негреческий философ. Гераклит принадлежал к царско-жреческо- му роду. Еще в древности он был прозван «Темным» за туманность и иносказательность выражения своих мыслей и «Плачущим», поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих. Первопричиной, порождающей все многообразие явлений, он назвал огонь. У Гераклита можно выделить ход мысли, характерный для многих античных философов. Это — разделение космоса на два уровня, пласта бытия: чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю, и умопостигаемый — доступный мудрецу. Чувственно-конкретный мир множественен, изменчив, преходящ. Он возникает из-за недо-статка огня и погибает от его избытка, мирового пожара, через определенный период, цикл, равный 10 800 годам. Становление этого пласта бытия происходит

благодаря непрерывному переходу одной противоположности в другую. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды. У Гераклита есть также идея о гармонии противоположностей (термин ввел Аристотель). Эта гармония «единства противоположностей» есть Бог и божествен-ное. За чувственно-конкретным пластом бытия лежит, как бы прячется другой — умопостигаемый, единый в своей основе, управляемый «Логосом». Логос Гераклита многозначен — это и разумное слово, и повествование, и довод, и исчисление, и учение, и соотношение, и т. п. Но Логос можно понять и как «закон» — всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос. Душа, по Гераклиту, — это воздух или тонкое по-движное испарение. В зависимости от степени удаленности от влаги, она имеет разные степени совершенства. Душа пьяницы — влажная, душа мудреца — сухая, наилучшая. В познании Гераклит различает чувственную и разумную, рациональную ступени. Чувства не бесполезны, но высшая цель познания — это познание Логоса, единства космоса. Гераклит аристократ духа, т. к. считает, что «самые достойные... предпочитают одно: вечную славу смертным вещам», — это те, кто живет сообразно Логосу.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ГЕДОНИЗМ:

  1. ГЕДОНИЗМ
  2. ГЕДОНИЗМ
  3. УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода
  4. ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство
  5. ГЕТЕРОНОМИЗМ
  6. Ваш продукт менее важен, чем вы думаете!
  7. ЭГОИЗМ (лат. ego - я
  8. БЕНТАМ, ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748-1832)
  9. 46. Аналитика внутреннего мира человека:проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
  10. ЭПИКУР
  11. ЭОН (греч. аion - век
  12. Античность
  13. ФИЛИЯ(греч. philia - любовь в синонимии англ. to like в отличие от to love
  14. Этика Эпикура
  15. ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка
  16. 3. Самосознание
  17. ФИЛИЯ
  18. ЭТИКА
  19. Неокантианство; индуктивная метафизика