<<
>>

ГЕНЕАЛОГИЯ


— постмодернистская методология нелинейного моде-лирования исторической событийности. Представлена в первую очередь систематической "Г." Фуко, а также концепцией события Делёза и мето-дологическими штудиями Деррида; генетически восходит к идеям Ницше ("Генеалогия морали" и др.).
Если, по оценке Фуко, для классиче-ской культуры была характерна "целая традиция в исторической науке (темологическая или рационалисти-ческая), которая стремится раство рить отдельные события в идеально > континуальности — телеологическом движении или естественной вза-имосвязи" то Г. (или, по Фуко, "дей-ствительная" история) оценивает предшественников как тех, кто "был не прав, описывая линейные генезисы". Эксплицитность формулировок и содержание методологических ус-тановок Г. позволяют утверждать, что в рамках этого подхода Фуко осуществляет последовательный отказ практически от всех традиционных презумпций линейного видения исторического процесса. Фундамен-тальной методологической специ-фикой Г., дистанцирующей ее от классических способов анализа ис-торического процесса, выступает ее принципиальная не- и антилинейность. Так, во-первых, Г. зиждется на радикальном отказе от презумп-ции преемственности. По словам Фу- ко, "силы, действующие в истории... не выказывают себя последовательными формами первоначальной ин-тенции, они не имеют значения ре-зультата". Согласно программной формулировке Фуко, "генеалогия не претендует на то, чтобы повернуть время вспять и установить громад-ную континуальность, невзирая на разбросанность забытого; она не ставит перед собой задачу показать, что прошлое все еще здесь, благополучно живет в настоящем, втайне его оживляя, предварительно придав всем помехам на пути форму, пред-начертанную с самого начала". В этом контексте событие определя-ется как феномен, обладающий особым статусом, не предполагающим ни артикуляции в качестве причины, ни артикуляции в качестве следствия, — статусом "эффекта" (см. Событие, Событийность). Во-вторых, Г. ориентирована на отчетливо выраженный антиэволюционизм. Последний заключается в том, что целью работы генеалогиста, в отличие от работы историка в традиционном его понимании, отнюдь не яв-ляется, по Фуко, реконструкция исторического процесса как некой целостности, эволюция которой предполагает реализацию некоторо-го изначального предначертания, — генеалогический подход не только не предполагает, но и не допускает "ничего, что походило бы... на судьбу народа". Цель Г. заключается как раз в обратном, а именно в том, что-бы "удержать то, что произошло, в присущей ему разрозненности... — заблуждения, ошибки в оценке, плохой расчет, породившие то, что существует и значимо для нас; открыть, "что в корне познаваемого нами и того, чем мы являемся сами, нет ни истины, ни бытия, но лишь экстериорность случая". В-третьих, одной из важнейших презумпций Г. является отказ от идеи внешней причины. Именно в этом отказе Фуко усматривает главный критерий отличия Г. от традиционной дисцип-линарной истории: по его мнению, "объективность истории — это... не-обходимая вера в провидение, в ко-нечные причины и телеологию". Г. же трактует свою предметность принципиально иначе, а именно как находящуюся в процессе имманент-ной самоорганизации творческую среду событийности.
Подобным образом понятая "история с ее интен- сивностями, непоследовательностями, скрытым неистовством, великими лихорадочными оживлениями, как и со своими синкопами, — это само тело становления. Нужно быть мета-физиком, чтобы искать для него душу в далекой идеальности проис-хождения" (см. Неодетерминизм). В-четвертых, в системе отсчета Г. феномен случайности обретает статус фундаментального механизма осуществления исторического про-цесса. И если линейной версией ис-тории создана особая "Вселенная правил, предназначенная... для того, чтобы утолить жажду насилия", своего рода интерпретативного своеволия в отношении спонтанной собы-тийности, то Г. приходит, наконец, к пониманию: "грандиозная игра ис-тории — вот кому подчиняются пра-вила". В контексте сказанного Фуко выступает с резкой критикой мета-физики как совмещающей в себе все характерные для линейного детер-минизма посылки: "помещая настоящее в происхождение, метафизика заставляет поверить в тайную работу предназначения, которое стреми-лось бы прорваться наружу с самого начала". Базовой презумпцией новой методологии выступает для Фуко, таким образом, отказ от фун-дировавшего до сей поры западную философскую традицию логоцент- ризма (см. Логоцентризм): в качестве предмета своего когнитивного ин-тереса Г. постулирует "не столько предусмотрительное могущество смысла, сколько случайную игру домина- ций". Конструируемая Г. картина исторического процесса во многих существенных пунктах совпадает с предлагаемой синергетикой картиной нелинейной динамики самоорганизующейся среды (см. Синергетика), — Фуко не обошел своим вни-манием ни идею исходного хаоса исследуемой предметности, понима-емой им как "варварское и непри-стойное кишение событийности", ни идею неравновесности системы (по его оценке "генеалогическая" ме-тодология "ничего не оставит под собою, что располагало бы обеспе-ченной стабильностью"). То, что в событии (на поверхности или, в тер-минологии Фуко, "на сцене" истории) и предстает перед историками в качестве необходимой цепи причин и следствий, реально оставляет за собой необозримое поле нереали-зованных возможностей, которые канули в Лету, но вероятность осу-ществления которых практически ничем не отличалась от вероятности явленной в событии (так называемой "реальной") истории. Иначе говоря, "различные выходы на поверхность, которые можно обнаружить, не яв-ляются последовательными образами одной и той же сигнификации; они суть эффекты замещений, смещений и перемещений скрытых атак, систематических отступлений". Ис-торик имеет дело с индетерминиро- ванной (в смысле традиционной кау-зальности) игрой спонтанных сил: "выход на поверхность — это выход сил на сцену, их вторжение, скачок из-за кулис в театр, каждая со своей энергией, со своей юношеской мощью". Однако эти реализовавшиеся в ходе истории (поверхностные) кар-тины, по Фуко, не имеют никакого преимущества перед иными, не реа-лизовавшимися, они не гарантированы онтологической заданностью, а потому преходящи: "там, где душа претендует на единообразие, там, где
Я изобретает для себя идентичность или отправляется на поиск начала — бесчисленных начал... анализ истока позволяет растворять Я и заставлять плодиться в местах его пустого синтеза тысячи ныне утраченных со-бытий". Подобным образом понятая событийность выступает как игра случая, событийная рябь на поверх-ности хронологически развертываемой темпоральности, и в этом своем качестве может быть сопоставима с диссипативными структурами си-нергетики. Если последние пред-ставляют собой временно актуаль-ную макроскопическую картину организации вещества (пространственную структуру), то конкретная конфигурация истории (в которой обретает семантическую определен-ность бурление событийности) также есть лишь ситуативно значимая картина организации событий (семантически значимая последовательность). Г. не пытается реконструировать по-ступательно разворачивающуюся "эволюцию вида" — "проследить сложную нить происхождения, но, напротив ...уловить события, самые незначительные отклонения или же, наоборот, полные перемены". И если с точки зрения синергетики оформ-ление макроструктуры интерпретируется в качестве результата коопе-ративных взаимодействий частиц на микроуровне системы, то и с точки зрения Г. семантически значимое событие рассматривается как случайный согласованный аккорд в ка-кофоничном "кишении событийности", — так называемый "смысл события" обретается именно и лишь в согласовании сингулярных элемен-тов. В качестве важнейшего момента конституирования семантически значимого события Фуко фиксирует феномен версификации возможностей в разворачивании (конституиро- вании) событийности, т. е. ветвления путей процесса, который (как с точки зрения механизма его осуще-ствления, так и с точки зрения его функционального статуса) практи-чески изоморфно совпадает с синер- гетически понятым феноменом би-фуркации: как пишет Фуко, "из одного и того же знака, в котором можно усматривать как симптом болезни, так и зародыш восхитительного цветка, вышли они в одно и то же время, и лишь впоследствии суж-дено им будет разделиться". "Чрез-мерность силы" проявляет себя в том, что "позволяет ей разделиться", задавая бифуркационные разветв-ления процесса. В процессе оформ-ления событийных структур Фуко выявляет механизм автокатализа и феномен креативного потенциала диссипации (рассеяния энергии): "случается и так, что сила борется против самой себя: ...в момент своего ослабевания... реагирует на свое утомление, черпая из него, не пере-стающего увеличиваться, свою мощь, и оборачиваясь против него ...она ус-танавливает для него пределы (порядок как принцип ограничения воз- можных степеней свободы. — М. М.), рядит его высшей моральной ценностью и, таким образом, вновь обретает мощь". (Фуко приводит в данном контексте пример из истории Рефор-мации: "в Германии XII века като-лицизм был еще достаточно силен, чтобы восстать против самого себя, истязать свое собственное тело и свою собственную историю и одухо-твориться в чистую религию совести".) Сущностную роль в оформле-нии событийности играет, по Фуко, фактор непредсказуемой случайнос-ти, аналогичный по своим парамет-рам тому, что в синергетике понима-ется под флуктуацией. В парадигме отказа от логоцентризма традиционной метафизики Фуко утверждает, что случайность не должна пони-маться как разрыв в цепи необходи-мых причин и следствий, нарушаю-щий непрерывность триумфального разворачивания логики истории. Напротив, случайное следование друг за другом сингулярных флукту- аций составляет те нити, которые служат основой событийной ткани истории. По формулировке Фуко, "силы, действующие в истории, не подчиняются ни предначертанию, ни механизму, но лишь превратности борьбы... Они всегда проявляются в уникальной случайности собы-тия". Таким образом, необходимой альтернативой линейному генетиз- му является, по мнению Фуко, "не-заменимая для генеалогиста сдер-жанность: выхватить сингулярность события вне всякой монотонной це-лесообразности, выслеживать их там, где их менее всего ожидают, не столько для того, чтобы вычер-тить медленную кривую их эволюции, но чтобы восстановить различные сцены, на которых они играли различные роли; определить даже точку их лакуны, момент, в который они не имели места". Фактически случайность выступает для Фуко единственно возможной закономер-ностью истории, — методологическая парадигма Г. основана на той презумпции, что "за вещами нахо-дится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, за-ключающаяся в том, что у них нет сути или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов". Таким образом, моделируемый Фуко событийный процесс принципиально нелинеен и подчинен детерминизму нелинейного типа: "мир — такой, каким мы его знаем, — в итоге не яв-ляется простой фигурой, где все со-бытия стерты для того, чтобы прори-совались постепенно существенные черты, конечный смысл, первая и последняя необходимость, но, напротив, — это мириады переплетающихся событий... Мы полагаем, что наше настоящее опирается на глу-бинные интенции, на неизменные необходимости; от историков мы требуем убедить нас в этом. Но верное историческое чувство подсказы-вает, что мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий". Аналогичное видение исторического процесса характерно и для концепции Деррида, также фундированной презумпцией нелинейности: "...че-му... не следует доверять, так это ме-тафизическому концепту истории ...Метафизический характер концепта истории привязан не только к ли-нейности, но и ко всей системе им-пликаций (телеология, эсхатология, выявляющая и интерпретирующая аккумуляция смысла, известный тип традиционности, известный концепт преемственности, истины и т. д.)". Г. Фуко близка по духу концепция события, разработанная Делёзом в контексте предложенной им модели исторического времени (см. Со-бытие, Эон, Нелинейных динамик теория, Постметафизическое мыш-ление).
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГЕНЕАЛОГИЯ:

  1. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ
  2. КНИГА СТРАШНОГО СУДА (Domesday Book, Domesday - то же, что и Doomsday, «Страшный суд»)
  3. ПОСТИСТОРИЯ
  4. тотемизм
  5. ТЕНДЕР
  6. СТРУКТУРАЛИЗМ
  7. ЭСХАТОЛОГИЯ
  8. Неокантианство; индуктивная метафизика
  9. ЛОГОТОМИЯ
  10. СТРУКТУРАЛИЗМ