<<
>>

ГЕОЦЕНТРИЗМ

(греч. geos — зем-ля и лат. centrum — центр) — учение, согласно которому Земля есть неподвижный центр Вселенной, мира. Традиционно на основе Г. как представления об устройстве, субор-динации Вселенной осуществлялись сопряженные с ним мировоззренческие, философские и идеологические выводы.

В настоящее время модер-низированное и эвристично-научное переиздание Г. (вне непосредственной видимой идейной связи с ним) осуществляется в рамках разработок идеи антропного принципа. (См. Ан- тропный принцип.)

А. А. Грицанов

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (544/540/535— 483/480/475 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель первой исторической,или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатней-шего рода Кодридов — основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписаное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. "О природе" ("О Вселенной, о государ-стве, о богословии") дошло до нас в 130 (по другим версиям — 150 или 100) отрывках.

Был прозван "темным" (за глубокомысленность) и "плачущим" (за трагическую серьез-ность) мыслителем (по Г., люди живут в эпоху упадка бытия, при которой будущее еще ужаснее настоя-щего). Согласно Г., "космос" (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина "мир") не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем (сакраль-ная метафора — "чистая сущность", "невоспринимаемый субстрат"), мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. Божественный перво- огонь — чистый разум ("огонь" у Г. обладает жизнью, сознанием, прови-денциальной волей, правит Вселенной, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен) суть "логос".
(Г. офило- софствовал это греческое слово в смысле "слово", "речь" в трех фраг-ментах, в значении "понятие" — в пяти отрывках.) "Логос" порождает через борьбу и расколы множественность вещей ("путь вниз"). Логос у Г. — это также божество, правящее миром; верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количественных отношений этого процесса; учение самого Г. Согласие и мир через "оцепенение" циклично возвращаются в состояние первоогня ("путь вверх"). Из Единого все происходит и из всего — Единое (либо "одно" и "многое" или "все" — как фундаментальная оппозиция мировоззрения Г.). В онтологии, космологии, теологии Г. утверждал примат "одного" над "многим". Все, непрерывно изменяясь, обновляется. Все течет в соот-ветствии с постижимым лишь для немногих Логосом, господствующим во всем и правящим всем посредст-вом всего. Познание его, подчинение ему — подлинная мудрость. Последняя дарит человеку душевную ясность ("я искал самого себя") и высшее счастье. (Хотя в основе познания, по Г., лежат ощущения, только мы-шление приводит к мудрости.) Вни-мающие логосу и живущие "по при-роде" достигают огнесоразмерного просветления ума и становятся богами при жизни. "Мир как речь" у Г. нельзя прочитать, не зная языка, на котором она написана. ("Бытие любит прятаться".) Философия, по Г., — это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста на "слова — и — вещи". Каждое слово- понятие призвано объединять ("муд-рость в том, чтобы знать все как одно") в себе соответствующую пару противоположностей. Люди неверно расшифровывают этот мир: "боль-шинство не воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опы-те)... но воображает". Люди погружены в себя, "присутствуя, отсутст-вуют" и видят лишь сновидения. Борьба у Г. — "отец", "царь" всех вещей, она раскрывает в людях и рабов, и свободных, и богов. Политеизм Г. призывал сменить едино-божием: "Признавать одно Мудрое Существо: Дух, могущий править всей Вселенной". В истории философии Г. более всего известен и заметен благодаря своим наработкам в области диалектики.
Именно Г., как никому другому, впервые удалось четко артикулировать ростки всех предшествующих диалектических

Гербарт 227

идей. Так, общеизвестным мыслям об изменениях Г. придал абстракт- но-всеобщую, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образ-ности и символизма ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"). Идея об изменениях оказалась объединен-ной у Г. с идеей единства и борьбы противоположностей (идея Единого, приведения к Одному, единства). С ней в учении Г. сосуществовала мысль о раздвоении этого Единого и вычленении из него противополож-ностей, которые, по Г., носят всеобщий характер. Это означает, по мнению Г., что они имеют место везде и всегда, являясь, как это ни парадок-сально, конструктивной основой са-мого существования как такового. Во многом именно благодаря Г. диа-лектические идеи становятся суще-ственной компонентой историко-фи- лософских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и ограниченный характер чело-веческих знаний о действительности и себе самом. Принято полагать, что диалектика Г. оказала значимое влияние на Платона и многих других античных философов. Своеобразный ренессанс идей Г. наблюдается в

в. — Гегель, Ницше, а также в

в. — Шпенглер, Хайдеггер и др. (См. также Молния.)

Т. Г. Румянцева

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кёнигсберге (с 1808). Основные сочинения: "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практичес-кая философия" (1808), "Учебник психологии" (1816), "Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и ма-тематики" (1824—1825), "Общая ме-тафизика с началами философского учения о природе" (1828—1829) и др. Единственным источником всякого знания Г. провозглашает эле-ментарные понятия, постигаемые чувствами. Вся задача философии сводится к нахождению способов обработки таких понятий.

Вместе с тем реальное, по мнению Г., может мыслиться только в форме бытия, свободного от противоречий. Поэтому если некоторая предметная види-мость, обнаруживаемая в опыте, не-сет в себе какие-либо противоречия, то выделенный фрагмент мира вещей не в достаточной мере был подвергнут рациональной обработке — другими словами, познающий субъект еще не сумел вычленить те первич-ные понятия, которые лежат в основе любого возможного знания. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в се- бе". Становление в мире Г. объясня-ет тем, что "реалы" вступают в раз-личные взаимосвязи, сменяющие друг друга. При этом, согласно Г., моментальные изменения состоят в реакции одного "реала" на воздейст-вие другого со стремлением со-хранить собственные качества. Например, представление у Г. — это подобная реакция самосохранения "реала" души, направленная против иных "реалов". По типу реакции, изучаемой той или иной философ-ской наукой, Г. различает эйдологи-ческие дисциплины (психологию) и синехологические (натурфилософию). Эйдология, по Г., исследует опыт души об остальных "реалах", синехология — принципы взаимо-действия внешних "реалов" между собой. По своему назначению и методам синехология оказывалась близка современной Г. механике. В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил исполь-зовать математические методы для точного изучения психических фе-номенов. Он впервые начинает рас-сматривать эти феномены как ре-зультат комбинации некоторых элементарных процессов. Душа, бу-дучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного поло-жения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно воз-никающие представления обеспе-чивают самосохранение души при столкновении с другими "реалами", поэтому Г. и считал представления единственной элементарной функ-цией души. Через представление душа обретает свои первые характери-стики, которые к тому же могут быть количественно измерены.
Так, душевная жизнь индивида, согласно Г., представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его пре-дыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно матема-тически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Количественно измеряемые ряды представлений об-разуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одна из постепенно образованных связей и представлений не может разорвать-ся снова. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной ак-тивности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме. Свои разработки в области психологии Г. экстраполировал на педагогику. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подхо-дящего, чем наглядное". Цель вос-питания и обучения — укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения в первую очередь необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "на-пряжение" получаемых представлений. Данное количество "напря-жений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает пред-ставления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов". В целом многие, особенно психологические, идеи Г. оказались в известной степени неза-служенно забыты. Некоторое влияние эйдологии и синехологии Г. ощу-тили на себе Мах и Авенариус.

¦ А.

Н. Шуман

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ- просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении язы-ка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания челове-чества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784—1791), "Письма для поощрения гуманнос-ти" (1793—1797) и др. На форми-рование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у ко-торого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кёниг- сбергского университета, а также не-мецкий философ-иррационалист И. Г. Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставни-ков навсегда запечатлелось в проти-воречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого- вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора — с другой. Деятельность Г. знаменует собой но-вый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробужде-нием первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско- просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего пу-тешествия" в 1769. После ряда лет скитаний — Рига, Париж, Гамбург, Страсбург — Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776 не без участия Гёте он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается инте-рес к естественным наукам; вместе с

Гёте он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтези-ровать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, про-слеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т. д. Г. создает главный труд своей жизни — "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на пре-одоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. внес значительный вклад в развитие идей социального исто-ризма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории зако-номерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосред-ственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чи-нам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеоло- гизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человече-ского общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и истори-ко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который, хотя и сделал крупный шаг вперед в по-нимании хода всемирной истории, опустил тем не менее ряд продуктив-ных идей Г. (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый европоцентризм). Своеобразным продолжением и ло-гическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманнос-ти", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лес- синга. Здесь же, в одной из глав ра-боты, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего велико- го старшего современника, акцен-тирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в по-следние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма) за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутст-вие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержать-ся в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все после-дующее развитие немецкой филосо-фии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей — Державина, Карамзи-на, Жуковского, Гоголя и др.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГЕОЦЕНТРИЗМ:

  1. ГЕОЦЕНТРИЗМ
  2. Тема 19. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСУМА
  3. 2. Философия неоплатонизма
  4. Тема 28. ПРОТИВОРЕЧИЕ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО
  5. Проблема природы и искусства.
  6. ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920
  7. Соотношение веры
  8. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
  9. Авторы статей
  10. 2. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV—XV ВЕКОВ, АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. Глава VII. Философия средневековья
  12. ОГЛАВЛЕНИЕ
  13. Авторы статей
  14. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  15. § 3. Субъекты финансового права
  16. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  17. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права