<<
>>

ГЕРАКЛИТ


Расцвет творческих сил Гераклита, или, как говорили древние греки, акме (примерно 40 лет), приходится приблизительно на 504—501 гг. до н. э. Гераклит происходил из царского рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией.
Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения персидского царя переселиться в Персию, как это делали некоторые греческие аристократы. В конце своей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником.
Такова судьба Гераклита как человека. Однако как мыслитель он поднялся над обстоятельствами своей жизни, продолжив линию стихийного материализма милетских философов и развив ее наивную диалектику. Его основное, а может быть, и единственное, сочинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось сложностью изложения и трудностью восприятия. Недаром Гераклита еще при жизни прозвали «темным».
Фрагменты из названного сочинения Гераклита, сохранившиеся в произведениях античных авторов, за исключением отмеченных особо, даются в переводе В. С. Соколова. Они подобраны А. Н. Чанышевым из «Приложения» к книге Э. Н. Михайловой и А. Н. Ча-нышева «Ионийская философия» (М., 1966), где содержится полное их собрание.
26
Климент Strom. V105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Плутарх de ei delf.8p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото об-менивается на товары, а товары — на золото.
Максим ТирскийХ114. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.
Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно.
Ипполит Refut. IX10. Грядущий огонь все обой-мст и пссх рассудит.
Ли(Ш117,22, Гераклит [учит], что вечный круговра-щающийс и огонь есть Бог, судьба же — логос (разум), бшидакэщий сущее из протшюположных стремлений, 127- /.Гераклит: нес происходит но определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. /28, /. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пр< )i шэьшющий субстанцию вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначен-i к >го круга времени.
(Пер. А О. Маковельского)
Ипполит Refut. IX10. Всем управляет молния.
АрийДидимуЕвсевияРгаер. evang.XV20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и но-ныс поды.
llntiwutm Refut. IX 10. Морская вода и чистейшая, и фжшейшая: рыбам ома питье и спасение, людям же гибель и справа.
Платон Hipp. maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом чело-веческим.
Цец Schol. ad exeg. H. Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется.
Плутарх Cons.
adApoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и ста27
рое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.
Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.
Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним — рабами, а другим — свободными.
Ориген contra Cels. VI42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.
Ипполит Refut. IX9- Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.
Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.
Ипполит Refut. 1X9. Скрытая гармония сильнее явной.
nop0upuuQaest.Homer.IV4-J^^ Бога все прекрао-но, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое — за несправедливое.
ТеофрастМеШрЬ. 15- Подобен беспорядочно рас-сыпанному сору самый прекрасный космос.
Ипполит Refut. IX9- Вечность — дитя, переставляющее шашки, царство ребенка.
Стобей Flor. 1174- Из учений, в которые я вникал, ни одно не допшо до осознания, что мудрость отрешена от всего.
Арий Дадим у Евсевия Praep. evang. XV 20. И души из влаги испаряются.
Климент Strom. VI16. Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.
Стобей Flor. V8. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.
Стобей Flor. V 7- Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ведет ребенок, а он шатается и не видит, куда идет, имея влажную душу.
HyjueHuufr.35 (уПорфирия de antr. nytnph. 10). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.
28
Климент Strorn.IV 143. Человек, [умирая] в ночи, сам себе огонь зажигает: хотя его глаза померкли, жив он.
Климент Strom. IV 146. Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.
Арий Дидил; у Евсевия Praep. evang. XV 20. Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным способностью ощущения испарением.
Стобей Flor. 1 180 а. Душе присущ самообогащаю-щийся логос.
Секст adv. math. VII 126. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.
Itmiwinin Refut. IX9- Чему нас учат зрение и слух,
ТО Н Ц('ЧИ) НМШС ПССГО.
ПтшбшЧ XII 27. Глаза — более точные свидетели, чем уши.
CtiKCtn adv. math. VII 12(>. Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.
Диоген Лаэртский IX 7- Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом.
Стобей Flor.1 1 79- Размышление всем свойственно.
Ипполит Refut. IX9- Признак мудрости — согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино.
Диоген Лаэртский IX 1. Ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все.
Секст adv. math. VII 131. Так вот, этот общий и бо-жсстнснный разум, через участие в котором мы ста-понимси разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверия то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине.
(Пер. А О. Маковельского)
Секст adv. math. VII 132. Хотя этот логос сущест-вует вечно, недоступен он пониманию людей ни
29
раньше, чем они услышат его, ни тогда, когда впервые коснется он их слуха. Ведь все совершается по этому логосу, и тем не менее они (люди) оказываются незнающими всякий раз, когда они приступают к таким словам и делам, каковы те, которые я излагаю, разъясняя каждую вещь согласно ее природе и показывая, какова она. Остальные же люди [сами] не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому как они забывают то, что происходит с ними во сне.
(Пер. А О. Маковельского)
Диоген Лаэртский К1. Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
Ямвлих de апгта у Стобея Eel. II1,16. Право, насколько лучше мнение Гераклита, называвшего человеческие мысли детскими забавами.
(Пер. А О. Маковельского)
Прокл in Ale. I. Что у них за ум, что за разум? Они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство плохо, а меньшинство хорошо.
Диоген Лаэртский К1. Гомер заслуживает изгнания с состязаний и наказания розгами.
Ипполит Refut. К10. Учитель большинства — Ге-сиод. Про него известно, что он обладает самыми обширными знаниями, а он не распознал дня и ночи, а ведь они есть единое.
> Климент Strom. V105.VL самый вдумчивый [человек] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.
Секст adv. math. VII133- Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.
Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись.
Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы бы-:ков, когда они находят горох для еды.
зо
Плутарх Coriol 22. Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.
Стобей Flor. F/40,23. Нрав человека — его демон.
Ориген contra Cels. VI12. Человек бессловесен перед демоном, как ребенок перед взрослым.
Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему предпочитают одно: вечную славу — смертным вещам. Большинство же по-скотски пресыщенно.
Стобей Flor. 1179- Ведь все человеческие законы питаются единым божественным.
Гален de dignosc.puls. VIII. Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший.
Кпимснт Strom. V116. И воле одного повиноваться - '(.IKOII,
Дн< |*'*»м Л<*я/»жхт/Л 1X2. Народ должен бороться за •икон, ник ян < ж in пгны.
GMotfefiFliH 11 ун Разумение — величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и дсйстповать в согласии с природой, ей внимая.
яке '"{'&.,
<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ГЕРАКЛИТ:

  1. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
  2. ГЕДОНИЗМ
  3. Основные термины
  4. КОСМИЗМ
  5. Рассудок и разум
  6. Оглавление
  7. ГЕРАКЛИТОсновная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
  8. СОДЕРЖАНИЕ
  9. Демокрит
  10. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  11. Парменид
  12. Пифагорейская школа
  13. Биология
  14. ДОСОКРАТИКИ
  15. ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564-1642
  16. ПериодизацияДосократики
  17. ФАЛЕС
  18. Литература