<<
>>

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

одно из основных понятий философской герменевтики. Первона-чально прием античной риторики и библейской экзегетики. Широко ис-пользовалось в немецкой филологической герменевтике (Фр.

А. Вольф, Фр. Act, А. Бек) и литературной критике (Гердер, Лессинг, Шиллер, Шлегель). В философскую герме-невтику введено Ф. Шлейермахером (1768—1834). У Шлейермахера герменевтический круг — принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. С этой точки зрения, понимание текста — движение по кругу от целого к части и от части к целому. Часть и целое — категории относительные. Текст является частью по отношению ко всему творчеству писателя, в свою очередь, творчество писателя — часть соответствующего литературного жанра или всей литературы. С другой стороны, этот же текст является частью всей совокупности душевной жизни автора. Герменевтический круг Шлейермахера разомкнут и является «мнимым кругом»: процесс понимания начинается с понимания целого, целое имеет преимущество перед частью.
У Дильтея в качестве элементов герменевтического круга (части и целого) выступают текст и биография его автора. У Хайдеггера герменевти-ческий круг в первую очередь онтологическая, а не методологическая категория, означающая движение от пред-понимания к пониманию. Понимание ситуации или текста возможно только на основе предварительного пони-мания (пред-понимания). Понимание осуществляется как «на-брасывание» смысла. Как только в тексте начинает проясняться ка- кой-то смысл, истолкователь делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Вместе с тем первичное прояснение смысла становится возможным благодаря тому, что истолкователь с самого начала ожидает найти определенный смысл в тексте.
Разработка предва-рительного наброска смысла текста, подвергающегося постоянному пересмотру, и является пониманием смысла текста.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—1870) — русский мыслитель, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революци-онно-демократического движения в России. Незаконнорожденный сын богатого помещика, Герцен получил хорошее домашнее образование. В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета. В студенческие годы вместе с другом Н. Огаревым он — во главе кружка, в котором увлекаются изучением Шеллинга, Сен-Симона. В 1834 г. за вольнодумство Герцена отправляют в ссылку. Он служит в Перми, потом в Вятке, Владимире. В 1839 г. посещает Москву, знакомится с Т.Грановским, М.Бакуни-ным, В. Белинским, женится. В 1840 г. с семьей приезжает на службу в Петербург. 30-е гг. — это период религиозно-мистических исканий Герцена, его самоопределения в духе социальных идей, близких этике христианства. В 1841 г. за неблагонадежность Герцена снова ссылают служить, теперь в Новгород. Через год он уходит в отставку, поселяется в Москве. В 1847 г. навсегда покидает Россию. 40-е гг. — годы напряженной творческой работы. Появляются философские сочинения «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1846). В это время он под влиянием философии Гегеля, которую оцени-вает как «алгебру революции»,— выразитель западнического на-правления русской общественной мысли, выступающий против славянофилов. Герцен размышляет о единстве жизни и мысли, опыта и умозрения, эмпирическо-го и философского знания. Бытие, жизнь он рассматривает как «дея-тельную борьбу» противоположных начал, а философию — как познание, которое должно опираться на естествознание. В фи-лософии истории — сторонник такого понимания, согласно которому социальное развитие — это процесс, не подвластный никакому предопределению, процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и «сознательному деянию» во имя свободы. В 1847 г. Герцен в Париже, он — свидетель поражения французской революции 1848 г.

В 1849 г. переезжает в Женеву, затем в Ниццу, а с 1852 г. живет в Лондоне. Здесь он основал типографию и с 1852 г. издает альманах «Полярная звезда», а в 1857—1867 гг.— газету «Колокол». Их отличает революционно-демократическая направленность. В России они запрещены цензурой. 50—60-е гг. для Герцена — время развития идей «русского социализма». Он критикует западно-европейский путь буржуазного развития и доказывает, что России уготована иная историческая судьба — двигаться к обществу, зародыши которого Герцен находит в крестьянской общине с ее коллективной соб-ственностью на землю, уравнительными отношениями, самоуправлением. Главной силой такого движения он считает народ, но это — сти-хийная сила, поэтому необходимо просвещение народа, его приобщение к идеям социализма. Утопические представления Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России. В 1867 г. он завершает «Бы-лое и думы» — воспоминания о про-житом и пережитом, над которыми он работал 16 лет. Эти мемуары — не только выдающийся памятник русской художественной литературы, но и подлинно философское произведение, раскрывающее историю духовного развития России.

ГЕССЁН Сергей Иосифович (1887—1950) — философ, ученый, педагог, публицист. Высшее образование получил за границей. Один из основателей международного еже-годника по философии культуры «Логос». В 191А— 1917 гг. — доцент Петроградского университета, в 1917—1921 гг. — профессор, зав. кафедрой философии и педагогики. С 1923 г.— в эмиграции в Праге, где занимал кафедру педа-гогики в Русском высшем педагогическом институте. Один из ру-ководителей журнала «Русская школа за рубежом». В 1935 г. пе-реехал в Польшу. Преподавал в высших учебных заведениях Вар-шавы и Лодзи. Гессен выступал по широкому кругу проблем, ох-ватывающих философскую ант-ропологию, этику, педагогику, социологию, право, политологию. По Гессену, мир не исчерпы-вается физической и психической действительностью; кроме нее есть еще третье царство — царство ценностей и смысла. Философия педагогики — одно из основных направлений творчества Гес- сена в философии. Опираясь на русскую и передовую западную традицию, призывал к проникновению в педагогику, в высшее и среднее образование духовности и ценностных ориентаций. Весь его труд «Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию», изданный в Берлине в 1923 г. и переизданный в Москве в 1925 г., пронизан философским содержанием. Гессен писал: «Как философа меня именно привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы

имеют практическое жизненное зна-чение...».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ:

  1. Замкнутый круг.
  2. ПОРОЧНЫЙ КРУГ БЕДНОСТИ
  3. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios - круг, paedia - образование
  4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  5. ГЕРМЕНЕВТИКА
  6. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
  7. НАСЛЕДНИКИ. ГРАЖДАНЕ. НЕ ИМЕЮЩИЕ ПРАВА НАСЛЕДОВАТЬ
  8. МАНДАЛА
  9. Веснин В.Р.. Практический менеджмент персонала, 2001
  10. Глава 17. Налоги и сборы, зачисляемые в целевые бюджетные фонды
  11. ВЫТЕСНЕНИЕ, подавление, репрессия
  12. И. А, Бланк. УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ, 2007
  13. Как превратиться из «белки в колесе» в хозяйку собственной жизни