<<
>>

ГЕРМЕНЕВТИКА


(греч. he- rmeneutikos — разъясняющий, толкующий) — искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтике и библейской экзегетике.
В древнегреческой филологии герменевтика — искусство истол-кования текстов, связанное с задачей выявления смысла литературных, религиозных, философских и исторических произведений, понимание которых было затруднено по причине их древности, фрагментарного характера или насыщенности иносказаниями и многозначной символикой. Текст рассматривался, с одной стороны, как единство грамматики, стиля и содержания, а с другой стороны — как часть по отношению к целому (всему творчеству автора или школы), что позволяло атри-бутировать произведения неуста-новленного происхождения. Раз-работанные в античный период принципы филологической гер-меневтики используются в биб-лейской экзегетике, где получает развитие аллегорическое истол-кование библейских текстов, часто замещающее их буквальный смысл. В видимых знаках обнару-живался скрытый смысл в соответствии с интенциями, заранее приписываемыми тексту.
Формирование герменевтики как философско-методологической тео-рии понимания и истолкования (ин-терпретации) начато немецким тео- логом-протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером (1768—1834), поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической гер- меневтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, используемых в специфических областях. Объединив в себе ориентацию античной филологической герменевтики на грамматический и стилистический аспекты текста с направленностью библейской экзегетики на выявление скрытого смысла, герменевтика Шлейермахера принимает вид уни-версального метода истолкования, цель которого — понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Герменевтика Шлейермахера носит внеисториче- ский характер. Наряду с диалогом к основным ее принципам относится герменевтический круг. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе понимания и истолкования оказал В.Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса — «науки о природе» и «науки о духе», Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся «проявлениями жизни». В отличие от природных явлений, они обладают неповторимой индиви-дуальностью и не существуют не-зависимо от человека, поэтому их изучение не может быть сведени-ем частного к общему, что допустимо в отношении природных явлений, а требует особых способов познания — понимания и истолкования — герменевтического метода. Пути преодоления психо-логизма предшествующей герменевтической традиции, отталки-ваясь от феноменологической концепции интенциональности сознания и «жизненного мира» Э.Гуссерля, предложил М.Хай- деггер, представивший герменевтику как истолкование языка. Язык, сущность которого наиболее полно проявляется в языке поэтов, рассматривается Хайдегге- ром как выражение бытия, поэтому герменевтика приобретает характер онтологии, становится теорией экзистенциального понимания и истолкования.
В настоящее время герменевтика — одно из основных направле-ний современной, в первую очередь западноевропейской философии, основы которого заложены Х.-Г. Гадамером. Герменевтика Гадамера является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Гадамер обоГерменевтический круг гащает инструментарий философской герменевтики, разрабатывая введенные Хайдеггером категории предпонимания, авторитета, предрассудка, традиции, горизонта по-нимания, что позволяет ему трактовать понимание и истолкование не как внеисторические процессы, а как мыслительную деятельность ис-торического субъекта, обусловленную его личным духовным и жиз-ненным опытом, исторической эпохой и культурой. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика Гадамера выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта
традиций философии, искусства и самой истории.
Основными представителями со-временной философской герменевтики являются П. Рикер (Франция), Г. Кун, А. Апель (Германия), Э. Кор- рет, Э.Хайнтель (Австрия).
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ГЕРМЕНЕВТИКА:

  1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
  2. ГЕРМЕНЕВТИКА
  3. ГЕРМЕНЕВТИКА
  4. § 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом
  5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  6. АТРИБУТ
  7. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕР-МЕНЕВТИКА
  8. ДИАЛОГ
  9. § 3. Философия — гуманитарное знание
  10. НЕОТОМИЗМ