<<
>>

ГИЛОЗОИЗМ

(греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — фило-софская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал прин-ципиальное различие между неорга-нической и живой природой.

Термин "Г." был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа- лес, Анаксимандр, Анаксимен). Со-циокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм (смыслообразы пуру- ши, праны, атмана-брахмана в древ-неиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) — в древнекитайской;"огня"у Гераклита и т. д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало.
Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувст-вительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, ат-рибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические пред-ставления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафи-зического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей ма-терии способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в мате-риальном мире.

Е. В. Петушкова

ГИПАТИЯ, Ипатия (Hypatia) Алек-сандрийская (370—415) — греческий математик, философ. Руково-дительница школы неоплатоников в Александрии. Активно занималась просветительской и полемической деятельностью, автор комментариев к Диофанту и Аполлонию Пергам- скому. Замучена христианскими фа-натиками. Описания гибели Г. неод-нократно использовались (наряду с именем Бруно) в полемике атеистов с церковью.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГИЛОЗОИЗМ:

  1. ГИЛОЗОИЗМ
  2. ГИЛОЗОИЗМ
  3. Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио
  4. ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог)
  5. ПАНТЕИЗМ
  6. ПСИХИКА (греч. psyhe — душа
  7. Органистическая натурфилософия и метафизика
  8. ЖИЗНЬ
  9. Единство исторического и логического
  10. ПериодизацияДосократики
  11. Неоплатоническая натурфилософия Патрици
  12. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ
  13. Тема 31. ОТ ПОНЯТИЯ "ДУША" К ПОНЯТИЮ "СОЗНАНИЕ"
  14. ПОДХОД
  15. АЛХИМИЯ
  16. 3. Натурфилософия Пантеизма
  17. Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция- природа
  18. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.