ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
— понятие философии постмодернизма, выра-жающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скач-кообразного чередования эпистем (Фуко). Феномены истины, адекват-ности, реальности перестают воспри-ниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка (см.
Постмодернистская чувствительность). В рамках кон-цепции "постистории" (см. Постис-тория) оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация на трактовку субъекта в контексте "вненаходимо- сти" применительно к историческому процессу. В подобном семантичес-ком пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте (см. Симуля-ция). Таким путем постмодернизм выводит человека из-под диктата од-ной определенной культуры: транс-культурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам, но одновре-менно внутри их всех. Транскультура отнюдь не определяется как адди-тивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций. Совре-менное общество конституируется как общество тотальной зрелищнос- ти — так называемая витро-культу- ра (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни"европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур, — см. Руины). Согласно Бод- рийяру, закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров (см. Симулякр). Аналогично, согласно позиции Эко, мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, прин-ципиально не соотнесенных с внесеми- отической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства — это идея "отсутству-ющей структуры": знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации — любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практичес-ки исчерпывается ею (см. Интерпре-тация, Экспериментация). Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта ока-зываются неразличимы (Бодрийяр фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов"). Фактически Г. может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляци- онность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т. п. — "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальси-фицирует желание покупать, которое принимается за реальное (см. Логика Пер-Ноэля). В пространстве Г. желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль — ре-зультатом своего рода идеологичес-кой экспансии социальности в инди-видуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Г. является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность. Диснейленд — зона безусловной пассивнос-ти: познание его "действительности" возможно лишь благодаря имитациям "действительности", которая сама по себе носит симуляционный характер. В очерченном семантичес-ком пространстве как потребление продукции шоу-бизнеса, так и укло-нение от него реализуют себя внутри Г., задающей исчерпывающее изме-рение бытия сознания (ср. со сфор-мулированной в контексте концепции Франкфуртской школы идеей "одномерного человека", трагедия которого заключается в невозможности осознания собственной одномерно-сти). Идея Г. оценивается современной постмодернистской рефлексией в качестве одной из фундаментальных (Д. Лион). (См. Виртуальная ре-альность.)Е. П. Коротченко
Еще по теме ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ:
- СИМУЛЯКР (фр. simulacres, от simulation - симуляция
- СИМУЛЯЦИЯ
- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (лат. existentia - существование и психоанализ
- ОНТОЛОГИЯ
- ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
- ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ЛАБИРИНТ
- ГЛАВА XI. ЗА КРЕПОСТНОЙ СТЕНОЙ — ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НЕТОКРАТОВ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
- Потребительская культура как творческий процесс
- ЛЕГИТИМНОСТЬ
- Глоссарий
- ЭКЗИСТЕНЦИЯ
- БОГОСЛОВИЕ православное
- ГЛАВА V. КУРАТОРЫ, НЕКСИАЛИСТЫ И ЭТЕРНАЛИСТЫ. НЕТОКРАТЫ И ИХ ВЗГЛЯД НА МИР
- ЛАБИРИНТ
- Авторы статей
- § 3. Субъекты финансового права
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center