ГИПОТЕЗА
— научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной. Ги-потеза выступает методом развития научного знания, включающим в себя выдвижение и последующую экс-периментальную проверку теоретических предположений.
Научные гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной прове-ряемости. Этим они отличаются от всякого рода предположений, которые находятся за пределами науки и которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть сколько-нибудь строгими методами. Границы между общепризнанным научным законом и гипотезой в ряде случаев Являются условными: научный закон может сохранять известную меру гипотетичности, будучи тем не менее подтвержденным известным кругом практических применений.ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — познание и logos — учение). Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления.
Важной является проблема о взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В свою очередь, раскрывается активная роль знания в де-ятельности человека. Исторически гносеология выступала и выступает в виде взаимоисключаю-щих концепций — материалистической и идеалистической, эмпи-рической и рационалистической, интуитивистской и интеллектуа- листской, скептической и догматической. С древнейших времен люди начали задумываться над тем, что такое познание, каковы пути его формирования. Уже в античной философии учение о познании явля-лось важнейшим разделом философии. Центральной здесь являлась проблема отношения знаний и мне-ний, истины и заблуждения. В период Нового времени и эпохи Просвещения на первый план выдвигается рассмотрение вопроса о связи субъекта с внешним миром, о соотношении «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств. Проблема активности познающего субъекта, развития форм практической познавательной дея-тельности в социально-культурном контексте является предметом гно-сеологических исследований в немецкой классической философии. В конце XIX и начале XX вв. появляются многочисленные теории познания, отрицающие осмысленность традиционной теории познания (аналитическая философия, эк-зистенциализм). Марксистская философия продолжала традиции ма-териализма и использовала достижения немецкой классической философии. В настоящее время познание изучается не только философией, но и специальными науками: когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением, социологией знания и т. п. Опора на эти науки — важная предпосылка творческого развития философского учения о познании. Однако сущность познавательного иссле-дования есть предмет философского рассмотрения, которое со-ставляет мировоззренчески-ме-тодологическую основу осмысления познавательной деятельности в любой другой области научного анализа.Еще по теме ГИПОТЕЗА:
- МЕТАФОРИЧЕСКИЕ Я-ГИПОТЕЗЫ
- ГИПОТЕЗА
- НУЛЬ-ГИПОТЕЗА
- 3. Финитарная гипотеза Ф. Эвеллена
- ГИПОТЕЗА
- ГИПОТЕЗА ЕСТЕСТВЕННОГО УРОВНЯ
- ГИПОТЕЗА И ЭКСПЕРИМЕНТ У НЬЮТОНА
- ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ (или гипотезы
- ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю
- 14. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center