<<
>>

ГНОСЕОЛОГИЯ


(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философ-ская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рас-сматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя)к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект — объект".
Основная гносеоло-гическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного со-знанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносео-логической проблематики очерчи-вается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познава-тельного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и ме-тодов познания и др. Для античной философии характерно представле-ние о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном про-цессе как содержательном конфи-гурировании предметов и соответ-ственно фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания. В рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформ-ляются многие компоненты катего-риального аппарата классической Г., попытки же обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойствен-ной истины, фактически эксплицит-но формирующей идею о парадиг- мальности познавательных процедур и возможной множественности пара-
Гносеология 243 дигм. Такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм, задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествозна-ния, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оп-позиции "сенсуализм — рационализм", а затем и "эмпиризм — рационализм" (17—18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как за-данная Кантом ориентация на вы-деление субъективных оснований познания сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических фи-лософских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бур-ное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая про-блематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. свя-зывает с "изолированным субъек-том". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действи-тельность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допуще-ния и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее принципиальная огра-ниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и к отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Совре- менные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исход-ных иные структурные расчленения и абстракции: предметную деятельность ("практика"), культурную норму ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст и со-ответственно более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология. (См.также Наука, Научная картина мира.)
А. Ю. Бабайцев
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ГНОСЕОЛОГИЯ:

  1. Антисхоластическая и сенсуалистическая гносеология.
  2. 9. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ НАУКА, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЛЕЙБНИЦА
  3. 7. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА, МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И НЕРЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА СПИНОЗЫ
  4. 4. НОМИНАЛИСТИЧЕСКО-ЭМПИРИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ, ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ГОББСА
  5. 10. ЭМПИРИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЛОККА, СООТНОШЕНИЕ В НЕЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИИ.ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — бытие, logos — слово
  7. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный
  8. Идеи Локка в последующей философской мысли
  9. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум
  10. 1. Гносеологическое отношение и его специфика
  11. ИММАНЕНТНЫЙ